Случайная и преднамеренная передозировка сно­творных встречается довольно часто. По данным Американской ассо­циации центров отравлений, транквилизаторы и снотворные постоян­но входят в первые пять классов препаратов, при передозировке кото­рыми наблюдается наибольшее количество смертей от лекарственных отравлений, хотя непосредственной причиной смерти эти средства обычно не являются. Возможно, количество летальных исхо­дов при передозировке снотворными больше, чем официально зарегистрировано, так как эти препараты применяются чрезвычайно широко.

Особые фармакологические свойства

Передозировка нескольких транквилизаторов и снотворных опаснее отравления одним препаратом, так как возможно синергичное дейст­вие на рецепторы ГАМК. Например, как барбитураты, так и бензодиазепины связываются с этими рецепторами, но барбитураты увеличивают длительность открывания ионных каналов, а бензодиазе­пины — частоту.

Толерантность

У лиц, длительно принимающих снотворные, даже относительно большие дозы могут не оказать ожидае­мого действия. Это постепенное ослабление эффекта препарата при регулярном приеме называется толерантностью. Толерантность обусловлена в основном фармакодинамическими изменениями. К этим препаратам легко развива­ется перекрестная толерантность.

Зависимость, абстинентный синдром

Физическая зависимость — состояние, проявляющееся развитием фи­зиологических нарушений при резкой отмене препарата. Все снотворные вызывают зависимость. Абстинентный синдром возникает примерно у трети больных, длительно прини­мающих бензодиазепины, при внезапном снижении дозы или прекра­щении приема препарата. Абстинентный синдром протекает тяжелее при приеме короткодействующих препаратов, высокой дозе, а также при сопутствующих соматических и психических заболеваниях.

Симптомы передозировки снотворными

Симптомы выраженной передозировки снотвор­ных напоминают отравление этанолом: невнятная речь, атаксия, нару­шения координации. При среднетяжелых отравлениях возможны оглу­шение и сопор, при тяжелых — кома с полной утратой реакции на внеш­ние раздражители. Как правило, чем глубже торможение ЦНС, тем выраженнее угнетение дыхания. Гиповентиляция приводит к респиратор­ному ацидозу, который усугубляет сердечно-сосудистые нарушения.

По данным осмотра нельзя установить конкретный препарат, но можно определить его класс. Для отравления всеми снотворными характерна гипотермия, но больше она выражена при отравлении барбитуратами. Последние могут вызывать также фиксированную токсидермию в виде буллезных высыпаний в местах давления на кожу. Впрочем, это неспецифический симптом, наблюдающийся также при отравлениях окисью углерода, метадоном, имипрамином, глутетимидом и бензодиазепинами. Метаквалон вызы­вает мышечную ригидность и клонус, глутетимид оказывает М-холиноблокирующее действие. Передозировка хлоралгидрата приводит к угнетению дыхания и нарушениям работы сердца, в том числе опас­ным для жизни желудочковым аритмиям, обусловленным действием активного метаболита трихлорэтанола.

В раннем периоде передозировки снотворными смерть наступает от остановки дыхания и шока, позднее — от ОПН, пневмонии, синдрома острого повреждения легких, отека мозга и полиорганной недостаточ­ности.

При в/в введении больших доз транквилизаторов и снотворных ин­токсикация обусловлена действием растворителя пропиленгликоля (ар­териальная гипотония, гиперосмолярная кома, метаболический аци­доз). Липидный носитель при в/в введении пропофола вызывает опас­ный для жизни метаболический ацидоз.

Диагностика передозировки

По показаниям проводят лабораторные исследования (уровень элек­тролитов, печеночных ферментов, глюкозы, показатели функции по­чек и щитовидной железы, газы артериальной или венозной крови, ис­следование СМЖ). Может потребоваться КТ головного мозга. Стан­дартный скрининг на психоактивные вещества обычно бесполезен, так как он позволяет выявить оксазепам и десметилдиазепам, но не боль­шинство других бензодиазепинов.

Помощь в диагностике передозировки снотворными может оказать определение сывороточной концентрации этанола или фенобарбитала, однако стандартных мето­дов оценки концентрации других снотворных нет. Рентгенография живота иногда выявляет хлоралгидрат в ЖКТ.

Лечение передозировки снотворными

Смерть при отравлении снотворными наступает в результате сердечно-сосудистой недостаточности и угнетения дыха­ния, поэтому необходимо тщательно следить за состоянием больного и поддерживать проходимость дыхательных путей, оксигенацию и гемо­динамику. При нестабильности гемодинамики проводят инфузионную терапию, при неэффективности назначают сосудосуживающие средства. При аритмиях, вызванных хлоралгидратом, с осторожностью применяют адреноблокаторы.

В некоторых случаях передозировки снотворных могут потребоваться не только ИВЛ, но и дру­гие инвазивные методы лечения. При передозировке хлоралгидрата с развитием опасных для жизни сердечно-сосудистых осложнений, при приеме чрезвычайно больших доз фенобарбитала или мепробамата, требующих длительной ИВЛ, рекомендуется проведение гемодиализа.

Удаление снотворного из ЖКТ

При массивной передозировке снотворного и стабильном состоянии больного назна­чают активированный уголь. Многократное введение активированно­го угля позволяет увеличить элиминацию фенобарбитала на 50—80%. Промывание желудка проводят только при отравлениях препарата­ми, замедляющими перистальтику или образующими конкременты в ЖКТ (в частности, фенобарбиталом и мепробаматом).

Антидоты

Флумазенил – конкурентный блокатор бензодиазепиновых рецепторов быстро устраняет седативное влияние бензодиазепинов. Однако при нарушениях сознания и отравлении неизвестным препаратом риск применения флумазенила может быть слишком большим.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *