В течении симптомов болезни Лайма выделяют раннюю и позднюю стадии.

Симптомы болезни Лайма на ранней стадии

Ран­нюю стадию можно подразделить на локализован­ную и диссеминированную. Без лечения все стадии метут появляться последовательно либо может на­блюдаться ранняя диссеминированная или позд­няя стадия без признаков более ранних стадий.

Ранняя локализованная стадия. Первым симптомом болезни Лайма служат характерные кольцевидные высыпания, называемые мигриру­ющей эритемой. Обычно мигрирующая эритема появляется через 7-14 дней после укуса клеша, но описано ее развитие и в сроки от 3 до 32 дней. Первичный очаг эритемы возникает в месте укуса и представляет собой пятно, равномерно гиперемированное или с центральным просветлением, в центре может находиться везикула или участок некроза. Отдельных больных беспокоят боль или зуд в месте эритемы. Первичный очаг может лока­лизоваться на любом участке, в основном он наблюдается в подмышечных впадинах, околопупочной области, паху и на бедрах. Появление первичного очага может сопровождаться системными проявлениями: лихорадка, миалгия, головная боль и недомогание. Без лечения участок эритемы постепенно увеличивается в размере (отсюда и на­звание мигрирующая), достигая в среднем диаме­тра 15 см, и сохраняется не менее 1-2 нед.

Ранняя диссеминированная стадия. У значительного числа (около 20%) больных с острой инфекцией, вызванной В. burgdorferi, воз­никают вторичные очаги мигрирующей эрите­мы — типичное проявление диссеминированной стадии болезни. Данная стадия характеризуется лимфогематогенным распространением инфек­ции в различные участки кожи. Вторичные очаги эритемы появляются через несколько недель, месяцев после первичного, размер их обычно меньше. Как правило, при этом возникает лихо­радка, миалгия, головная боль и недомогание; мо­жет также развиться конъюнктивит и лимфаденопатия. В отдельных случаях после исчезновения мигрирующей эритемы возникают мелкие (1-3 см) кольцевидные участки эритемы, которые не увели­чиваются; появление новых очагов эритемы про­должается несколько недель. Другие проявления болезни Лайма включают серозный менингит, ко­торый сопровождается раздражением мозговых оболочек (ригидность затылочных мышц), а примерно в 25-35% случаев — отеком со­ска зрительного нерва; увеит; очаговые неврологи­ческие расстройства, в первую очередь поражение черепных нервов; к редким проявлениям относится кардит с той или иной степенью нарушения прово­димости. У детей относительно часто наблюдается паралич лицевого (VII) нерва, который может ока­заться первым симптомом болезни Лайма. В боль­шинстве случаев паралич мимической мускулату­ры полностью исчезает через 2-8 нед. Антимикроб­ные средства на течение паралича лицевого нерва не влияют.

Симптомы на поздней стадии

Распространенный поздний симптом болезни Лайма — артрит, который воз­никает через несколько недель после острой инфекции. Обычно поражаются крупные суставы, в первую очередь коленные (>90% случаев), но могут вовлекаться любые суставы. Артрит проявляется отеком и болезненностью, однако рез­кая боль нехарактерна. Отечность сустава может сохраняться несколько недель, но обычно она исчезает за 1-2 нед. до реци­дива артрита, как правило, захватывающего другие суставы. Без лечения длительность течения артрита может нарастать, порой достигая нескольких ме­сяцев. Но большинство больных (даже без лечения и с многочисленными рецидивами ар­трита) в конце концов выздоравливает.

Поздние неврологические симптомы болез­ни Лайма, порой называемые нейроборрелиозом, у детей описываются редко. У взрослых с болезнью Лайма связывают хронический демиелинизирующий энцефалит, полиневрит и ухудшение памяти.

Врожденная болезнь Лайма

В. burgdorferi была выделена из нескольких абортированных плодов и от живых новорожденных с врожденны­ми аномалиями, в тканях абортированных плодов и плацентах отсутствовали гистологические при­знаки воспаления. Также не удалось установить патологических аномалий плода, которые указы­вали бы на врожденную инфекцию. Более того, исследования в очагах инфекции не зарегистри­ровали повышенной частоты врожденных пороков у детей, в сыворотке крови матерей которых содер­жались антитела к В. burgdorferi. В ходе осмотров, проведенных детскими неврологами в очагах ин­фекции, не было зафиксировано ни одного заслу­живающего доверия случая врожденной болезни Лайма. Таким образом, если симптомы болезни Лайма при рождении существуют, они должна быть чрезвычайно редки.


Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.

SPONSORED LINKS:

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *