На протяжении XX века российские учёные внесли значительный вклад в развитие лапароскопической технологии. Так, в апреле 1901 г. российский акушер-гинеколог Дмитрий Отт сообщил о новом методе обследования органов брюшной полости, который назвал вентроскопией. Предложенный в начале века способ в течение последнего двадцатилетия получил широкое распространение. Прошло несколько десятилетий первых успехов, неудач и разочарований, прежде чем лапароскопию настойчиво стали предлагать для диагностики заболеваний органов брюшной полости. В середине столетия в Советском Союзе вышло много работ, посвящённых лапароскопии (А.С. Орловский, 1938; A.M. Аминев, 1949; Г.А. Орлов, 1947; Н.М. Дорофеев, 1962; А. С. Логинов, 1964; Р.Х. Васильев, 1968; Г.Г. Исмагилов, 1971; Н.Л. Кущ, 1973; И.Д. Прудков, 1989 и др.). Показания и технику исследования разрабатывали на кафедрах, руководимых B.C. Маятом, Ю.А. Нестеренко, Ю.М. Панциревым, А.С. Савельевым, В.М. Буяновым, В.Д. Фёдоровым, Прудковым, О. С. Кочневым и др. Однако до 90-х годов применение метода было ограничено диагностикой и биопсией внутренних органов в неотложной хирургии, дренированием и санацией брюшной полости, различными вариантами органостомий. Можно с уверенностью сказать, что российская хирургическая школа до середины 80-х годов занимала передовые позиции в мире по разработке лапароскопических методов диагностики и лечения заболеваний органов брюшной полости.
И всё же, несмотря на наличие в России значительного опыта в оперативной лапароскопии, в 1987—1990 гг. наша страна оказалась в стороне от революционных перемен, происходивших в странах Запада. К 1991 г. в развитых странах эта операция получила широкое распространение, а в мировой практике был накоплен опыт выполнения нескольких тысяч подобных вмешательств. Анализ такого опоздания в развитии отечественной хирургии важен как для понимания современной истории медицины в России, так и для построения её будущего. Основными причинами задержки развития эндохирургии в России принято считать экономические трудности периода перестройки и информационную изоляцию хирургов:
— экономика в конце 80-х годов была на спаде, а финансирование здравоохранения остаётся скудным и по сей день;
— конференции и семинары, посвящённые эндохирургии, не проводили в России до начала 90-х годов;
— специализированные отечественные журналы, посвящённые эндохирургии, отсутствовали, а доступ к зарубежной периодике в 1988—1990 гг. был затруднён.
Вместе с тем опыт развития эндохирургии за рубежом показывает, что состояние новых медицинских технологий в последние годы тесно связано с маркетинговой политикой финансово-промышленных корпораций, реализующих исследовательские программы и инвестирующих разработки для получения новых перспективных продуктов. Именно такие предприятия, как «Karl Storz», «R.Wolf», «Wisap», «Cabot Medical», «Stryker», «Auto-Suture», «Ethicon», «Olympus», сыграли существенную роль в освоении эндохирургических операций путём постоянной опеки, контроля и финансирования работ хирургов-новаторов. Наиболее значимые исследователи (Земм, Реддик, Лукас, Кушиери, Дюбуа, Периссе и др.) были и есть в центре внимания программ по созданию новой техники в этих фирмах. Влияние крупных корпораций, через собственные исследовательские программы развивающих и формирующих рынок, на процесс развития практической медицины становится всё более выраженным в конце XX века. Этот процесс чётко прослеживается в новейшей истории развития эндохирургии, в том числе и в России. Не умаляя выдающейся роли передовых российских хирургов, следует признать, что организация первых семинаров, выпуск информационных изданий, оснащение учебных центров были инициированы и финансировались вышеназванными фирмами.
Для развития эндохирургии в России в начале 90-х годов решающей силой была инициатива (точнее, планомерная маркетинговая работа) иностранных фирм, которым открылся российский рынок, так как для этого появились необходимые политические и экономические условия. Эндохирургия в России развивалась в период становления рыночных отношений в государстве, что определяет особенности и темпы её роста в настоящее время.
ЛХЭ. Так же, как и за рубежом, первой и наиболее массовой видеоэндохирургической операцией в России стала холецистэктомия. Впервые в СССР это вмешательство в начале 1991 г. в Научном центре хирургии РАМН выполнил проф. Ю.И. Галлингер. Общее количество выполненных в 1991 г. лапароскопических холецистэктомий немногим более 200. За последующие 5 лет эту операцию стали применять во многих регионах России, а к 1996 г. ЛХЭ выполняли в 70 из 80 областей страны. Ежегодное количество лапароскопических холецистэктомий возросло в России с 2 тыс. операций (в 40 медицинских учреждениях) в 1992 г. до 50 тыс. (в 800 медицинских учреждениях) в 1996 г. В среднем это составило около 30% всех операций на жёлчном пузыре, а в ведущих учреждениях был достигнут европейский стандарт — 85—95% операций при ЖКБ. Объём лапароскопических холецистэктомий в целом по стране за 5 лет увеличился в 250 раз, при этом он ещё в 2—3 раза ниже уровня европейских стран.
Другие эндохирургические операции. Следом за ЛХЭ российскими хирургами были выполнены практически все эндохирургические операции, имеющиеся в арсенале мировой хирургии: герниопластика (Ю.И. Галлингер, А.Д. Тимошин, 1992), ушивание перфоративной язвы (О.Э. Луцевич, 1992), холедохолитотомия (А.Л. Андреев, А.Е. Борисов, 1993), поддиафрагмальная стволовая и передняя селективная ваготомия (А. С. Балалыкин, 1993—1994), удаление опухолей средостения и лобэктомия (Е.И. Сигал, 1993—1994), резекция кишечника (В.П. Сажин, 1994; В.Б. Александров, 1995; Г.И. Воробьёв, Ю.А. Шелыгин, 1995), холедоходуоденостомия (И. С. Малков, 1995), поясничная симпатэктомия (С.А. Обыдённое, 1995), «безгазовая лапароскопия» (И.В. Фёдоров, 1995), резекция желудка (В.П. Сажин, 1994, О.Э. Луцевич, 1994, В.Н. Егиев, 1995), адреналэктомия (С.И. Емельянов, 1996, А.Е. Борисов, 1996), эзофагэктомия (А.Л. Гуляев, 1996). По внедрению лапароскопических операций в гинекологии много сделано в Институте акушерства, гинекологии и перинаталогии (дир. — акад. В.И. Кулаков) и на кафедре гинекологии РГМУ (зав. кафедрой — акад. Г.М. Савельева), где хирурги С.В. Штыров, Л.В. Адамян, Н.И. Волков и др. освоили все виды лапароскопических операций в гинекологии, включая гистерэктомию.
Значительное влияние на разработку и внедрение новых операций в России оказали международные конференции, организованные Научным центром хирургии РАМН и Институтом хирургии им. А.В. Вишневского. Важным организационным шагом стало создание в 1995 г. Российской ассоциации эндоскопической хирургии (президент С.И. Емельянов), организующей выпуск российского журнала «Эндоскопическая хирургия» и проведение съездов эндохирургов.
Развитие эидохирургии в регионах происходило неравномерно и зависело от их финансового состояния, наличия крупных промышленных предприятий и во многом определялось инициативой хирургов на местах. Большой вклад в развитие новых операций на территории России внесли В.М. Тимербулатов (Уфа), А.Н. Чугунов (Казань), В.И. Карнаух (Самара), А.Е. Борисов, Л.В. Поташов (Санкт-Петербург), С.С. Слесаренко (Саратов), П.Я. Сандаков (Пермь), В.И. Котлобовский (Актюбинск), Н.В. Ташкинов (Хабаровск), М.И. Прудков (Екатеринбург) и многие другие. По инициативе хирургов и при поддержке иностранных фирм во многих городах России были проведены научно-практические конференции и семинары, сыгравшие решающую роль в популяризации метода на местах. Определённая работа по внедрению эндохирургии в регионах проведена российской фирмой «Эндомедиум», которая совместно с Ассоциацией «Эндохирургия Татарстана» организовала первичное обучение 500 российских хирургов и провела в регионах серию семинаров, где было выполнено более 600 показательных операций хирургами-преподавателями. Этим же предприятием для российских хирургов организованы выпуск реферативного журнала «Эндохирургия сегодня» и создание учебных видеофильмов.
Период освоения эндохирургии отличался особой ответственностью хирургов-новаторов. Неудачи и осложнения порой становились поводом для жёсткой дискуссии и даже запрета на использование метода. Неравномерная система финансирования медицинских учреждений создавала дополнительные сложности. Нередко оборудование поставлялось в ведомственные больницы, хорошо финансируемые, но не имеющие достаточного опыта и количества больных. Такая ситуация на местах порождала условия для конфронтации и нездоровой конкуренции медицинских учреждений. Кризис системы управления здравоохранением в 1993—1996 гг. затруднял на местах перестройку хирургической службы, необходимую для системного внедрения новых операций. Недостатки работы по организации, подготовке кадров и оснащению больниц в ряде регионов привели к большому количеству осложнений и неэффективности использования имеющегося оборудования.
В департаментах здравоохранения некоторых регионов (Башкортостан, Свердловская, Новгородская, Ленинградская и другие области) были разработаны региональные программы развития эндохирургии, однако они не получили необходимого финансирования. Наиболее эффективный опыт реализации региональной программы был осуществлён в Республике Татарстан (1993—1996 гг.), где в результате поэтапного освоения метода в 34 медицинских учреждениях было произведено более 12 тыс. операций с минимальным количеством осложнений. Важным следствием этой программы явилось создание учебного центра и развитие отечественных предприятий-производителей. Использование целевых программ по развитию хирургических технологий на территории России актуально и сегодня, так как позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы региона.
Обучение хирургов новой технологии требует новых форм, а существующая система подготовки специалистов в России оказалась нединамичной и неспособной к быстрой организации широкомасштабной переподготовки. В 1991—1994 гг. первые курсы обучения были организованы при содействии иностранных фирм на базе крупных научно-исследовательских центров, где развернули деятельность по первичному и продолженному обучению хирургов. Учебные курсы во многом зависели от иностранных фирм, так как собственная материально-техническая база институтов была недостаточной. Мировой опыт показывает, что сегодня необходимы кардинальные изменения системы образования в целом с использованием разных видов подготовки: от обязательного введения курсов по эндохирургии в систему обучения студентов до организации полноценных первичных и продолженных циклов обучения практикующих врачей. За последние пять лет в России около 2 тыс. хирургов и гинекологов прошли краткосрочные первичные курсы по эндохирургии в российских учебных центрах и чуть более 200 — за рубежом. Это явно недостаточно, учитывая масштаб и динамичность развития эндохирургии. Необходимо изменить и сам подход к обучению: не длительность пребывания курсанта на кафедре определяет качество подготовки, а интенсивность занятий, наличие условий для тренинга и качество преподавания. Отсутствие единой системы подготовки и низкая оснащённость кафедр сдерживают темпы развития технологии. Для решения этих проблем в Министерстве здравоохранения РФ разработана федеральная программа, однако крайне низкий уровень финансирования пока не позволяет сделать этот шаг.
Информационное обеспечение хирургов — отдельная нерешённая проблема. Опыт развития эндохирургии в России свидетельствует о печальных последствиях информационной изоляции. За период 1991—1996 гг. изданы лишь несколько методических пособий по эндохирургии под редакцией Ю.И. Галлингера, В.П. Сажина, В.Н. Егиева и монография А. С. Балалыкина, посвящённая основным разделам эндохирургии. Необходимо признать явную недостаточность информационного поля стремительно развивающегося направления хирургии. Частичное его восполнение реферативным журналом «Эндохирургия сегодня» (под редакцией Е.Г. Дмитриева) и журналом «Эндоскопическая хирургия» (под редакцией С.И. Емельянова) не решает проблемы в целом. Оптимальной формой информационного обеспечения для российских хирургов, разделённых тысячами километров, должна стать электронная почта. Оперативная информация, поступающая из многочисленных периодических зарубежных изданий, должна стать доступной для российских хирургов, и сегодня это возможно с помощью мировых информационных сетей.
Развитие отечественных научно-практических разработок в эндохирургии важно для распространения метода в России. Совместная работа хирургов с предприятиями, разрабатывающими новое оборудование, имеет несомненную перспективу, но и ставит ряд вопросов, связанных с авторским правом и интересами исследователей. История российской хирургии знает множество фактов, когда оригинальные разработки, принадлежащие российским изобретателям, воплощали за рубежом, часто без упоминания автора и учёта его интересов. Один из ярких примеров — предложенный в 1980 г. российским хирургом С.И. Маркеловым (получено авторское свидетельство) троакар с защитным колпачком. Через несколько лет идея была воплощена американскими фирмами без признания авторства С. Ж Маркелова.
Важно, что в 1992 г. в России появились новые правовые нормы по оформлению и защите российских патентов, позволяющие юридически защитить авторское право. Процесс взаимодействия новаторов с фирмами-разработчиками необходим, поскольку открывает перспективы в развитии технологии. Прекрасные условия, созданные крупными промышленными корпорациями хирургов Западной Европы и Америки, обеспечили стремительный темп в создании новых методик и оборудования. Однако взаимодействие российских хирургов с фирмами-разработчиками требует от врачей знания своих прав, а от государства — их защиты. Важный аспект в создании условий для роста отечественных хирургов — развитие российских предприятий, разрабатывающих новое оборудование. История эндохирургии в России свидетельствует о существенной роли в этом процессе малых предприятий. Среди них «Аксиома», «Эндомедиум», «Электрон», Сан ЛТД, «Элепс», «Телемедтехника», «Крыло», «Азимут», «Медикал» и др. Эти фирмы — детище новых социально-экономических условий в России, позволяющих реализовать инициативу и использовать внутренние ресурсы. Именно эти предприятия, а не крупные постсоветские промышленные магнаты медицинской техники смогли организовать выпуск новой продукции, необходимой отечественной медицине. Именно в таких предприятиях заложена перспектива развития новой техники в России. Уже сегодня работа российских медиков с отечественными предприятиями-разработчиками в области эндохирургии даёт свои плоды. Понимание этого процесса хирургами важно для точного выбора необходимого оборудования, для эффективного сотрудничества с инженерами-разработчиками по созданию новых технологий.
Эндохирургия в России — становление новой медицинской технологии в обществе, в котором развиваются рыночные отношения. Однако развитие коммерческой медицины дало и положительный результат. Так, внедрение лапароскопической холецистэктомии в платном Центре эндохирургии и литотрипсии (Москва) позволило получить опыт самого интенсивного использования методики. В этом учреждении за три года успешно выполнили более 7000 эндохирургических операций.
Серьёзный вопрос — использование эндохирургии как средства дополнительного заработка. Доступность и развитие хирургии в России сейчас во многом зависят от системы страховой медицины. Именно этот механизм в развитых странах обеспечил стремительный прогресс, где страховые компании сыграли положительную роль в обучении и контроле за качеством эндохирургического лечения. В современной России пациент не защищён от неправильного и неадекватного лечения.
Для изменения такого положения необходимы коренные преобразования отечественной системы здравоохранения в целом. В настоящее время качество и адекватность лечения в основном зависят от профессиональной этики и добросовестности хирурга.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.