Мы постоянно получаем информацию о «болезнях цивилизации», о том, что дальше так продолжаться не может, атеросклероз процветает, инфаркты и инсульты молодеют, диабетом и ожирением страдает чуть ли не половина «продвинутого» населения планеты. И без сомнения это так и есть, но мы забываем, что на фоне этих проблем, гарантирующих низкую, по нашим современным меркам, продолжительность жизни, мы имеем в виду 60-летний возраст, в то время как основное период своего многовекового существования Homo Sapiens«старели» уже к 30-ти годам.
15 октября в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована работа, посвященная сравнительному анализу продолжительности жизни современных индивидуумов и наших исторических предков. Учёные установили, что на сегодня в развитых странах мира вероятность смерти человека на 72-м году жизни равняется вероятности смерти его исторического предка на 30-летнем рубеже.
На самом деле, подобный всплеск сравнительного долголетия произошёл недавно и никак не связан ни с мутациями генов, ни с омолаживающими процедурами, ни с чудесными диетами. А обусловлено это значительным снижением вероятности гибели от различного рода экологических напастей. Устранение непосредственного контакта с дикими животными, соблюдение санитарных норм, очистка воды, предупреждение о природных катаклизмах, регулярный приём пищи и использование лекарственных средств –всё это суммарнодало столь потрясающий результат двукратного увеличения продолжительности жизни.
Результат действительно потрясает, если принять во внимание соотношение продолжительности существования человеческой цивилизации и глобальности преобразований. Согласно проводимым в Швеции, Японии и Франции исследованиям, скачок долголетия начинается лишь с 1900 года. Именно с началом XX века показатели смертности населения развитых стран стали устойчиво снижаться.
Взяв в качестве представителей исторического поколения семейство шимпанзе и охотников Южной Африки, учёные сравнили продолжительность их жизни с обществом, зарождавшимся в 1900-х годах во Франции и Швеции. Показатели смертности и шансы летального исхода у африканских охотников гораздо ближе к показателям шимпанзе, нежели к Homo Sapiens. Однако стоило предоставить населению некоторые западные лекарства, чистую питьевую воду и продукты, увеличился отрыв от шимпанзе и приближение к показателям, сопоставимым с 1900 годом.
Полученные в ходе исследования данные показали, что 30 летний глава африканского семейства имел такие же шансы умереть, как 72-летний дедушка из страны Восходящего Солнца. А риск летального исхода у 16-летнего африканского юноши равен 1.3%, что идентично риску 69-летнего среднестатистического шведа. Удивительно, но именно регулярное питание, немного чистой воды и небольшой запас лекарств совершают революцию в продолжительности жизни человека.