Своеобразие дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника определяется особенностями морфологии и функции позвоночного столба и прежде всего межпозвонковых дисков.

Межпозвонковые диски относятся к числу наиболее тщательно изу­ченных анатомических образований. Их первое детальное описание сделано еще Люшка (1858) и Порталем (Portal). Позднее межпозвонко­вые диски изучали преимущественно патологоанатомы — Шморль, его ученики и другие, а также рентгенологи.

Межпозвонковый диск, расположенный между смежными поверх­ностями тел двух соседних позвонков, представляет собой анатомическое образование, выполняющее своеобразный комплекс функций, заключающий­ся в соединении позвон­ков, в обеспечении под­вижности позвоночного столба и в предохранении тел позвонков от травматизации. Эластичность и упругость позвоночника, его  способность выдерживать значитель­ные нагрузки в значи­тельной мере опреде­ляются межпозвонковы­ми дисками.

Как известно, краниаль­ная и каудальная поверхности тел позвонков, в отличие от всех остальных отделов скеле­та, покрыты кортикальным слоем не на всем протяжении, а лишь в периферических уча­стках, где компактное веще­ство образует костный краевой кант или лимбус. Остальная часть указанных поверхностей тел позвонков образована слоем очень плотной спонгиозной кости, получившей название замыкающей пластинки тела позвонка. Костный краевой кант приподнимается над замыкающей пластинкой и обрамляет ее.

Межпозвонковый диск состоит из двух гиалиновых пластинок, желати­нозного ядра (nucleus pulposus) и фиброзного кольца (annulus fibrosus).

Nucleus pulposus представляет собой остатки спинной хорды в виде желатиноподобной массы, состоящей из небольшого числа хрящевых и соединительнотканных клеток и войлокообразно переплетающихся соединительнотканных волокон. Периферические слои этих волокон образуют капсулу, ограничивающую желатинозное ядро, которое таким образом оказывается внутри рудиментарной полости, описанной Порталем и Люшка и содержащей небольшое количество жидкости.

В шейных межпозвонковых дисках желатинозное ядро занимает центральный участок, в верхних грудных дисках оно располагается ближе кпереди, а во всех осталь­ных — на границе задней и средней третей диска. Высота каждого отдельно взятого диска неравномерна. Шейные и поясничные межпозвонковые диски выше в вентральном отделе, грудные — в дорзальном, чем обеспечиваются общеизвестные физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости. Различные патологические процессы, вызываю­щие снижение межпозвонковых дисков, приводят к нарушению этих нормальных изгибов.

Каждый межпозвонковый диск несколько шире тел позвонков. Его боковые и передний отделы слегка выступают за пределы костной ткани и покрыты снаружи передней продольной связкой. Последняя тянется вдоль позвоночного столба от нижней поверхности затылочной кости, затылочного бугорка и переднего бугорка атланта до передней поверхности крестца, где она переходит в надкостницу и сливается с тазовой фасцией. Передняя продольная связка прочно сращена с передней и боковыми поверхностями тел позвонков и представляет их надкостницу. У костного- краевого канта передняя продольная связка отделяется от позвоночного столба и сво­бодно перекидывается над диском. Таким образом, костный краевой кант и диск оказы­ваются как бы вписанными в переднюю продольную связку. Они непосредственно при­мыкают к ней, но не сращены с ней. Волокна передней продольной связки особенно массивны в переднем и передне-боковых отделах и постепенно истончаются кзади. Эта связка шире в грудной области и уже в наиболее подвижных отделах — шейном и по­ясничном.

Задняя поверхность межпозвонкового диска покрыта задней продольной связкой, непосредственно участвующей в образовании передней стенки позвоночного канала. Эта связка начинается от  затылочной кости и идет в позвоночном канале, выстилая его переднюю стенку на всем протяжении до крестцового канала включительно. В отличие от передней продольной связки задняя — не является надкостницей и свободно перекидывается над задней поверхностью тел позвонков, суживаясь в этих участках. Между этой связкой и задней поверхностью- тел позвонков располагается венозное сплетение. В то же время задняя продольная связка непосредственно сращена с задней поверхностью межпозвонковых дисков. На- уровне дисков задняя продольная связка веерообразно расширяется и по существу сли­вается с наружными волокнами фиброзного кольца. Задняя продольная связка более массивна и прочна в своем срединном отделе и истончается кнаружи.

Таким образом, задняя продольная связка является частью диска и не связана с телом позвонка, а передняя связка соединена с телом позвонка и свободно переки­дывается через диск.

Помимо диска и продольных связок, каждые два смежные позвонка соединены двумя межпозвонковыми суставами, образованными нижними суставными отростками вышележащего позвонка и верхними суставными отростками нижележащего. Сустав­ные отростки и их суставные поверхности в различных отделах позвоночного столба имеют своеобразные особенности. Однако на всех уровнях сочленяющиеся суставные поверхности равны одна другой и укреплены туго натянутой капсулой, прикрепляю­щейся непосредственно у края суставных поверхностей.

Дуги смежных позвонков, помимо межпозвонковых суставов, соединены также сложным связочным аппаратом, состоящим из желтой связки, находящейся между нижней вырезкой дуги вышележащего погонка и верхней вырезкой дуги нижележа­щего позвонка, из межостистой связки, соответствующего участка надостистой связки и межпоперечных связок.

Подвижность позвоночника в каждом отдельном сегменте невелика, но движе­ния многих сегментов, суммируясь, обеспечивают возможность значительной подвиж­ности позвоночника в целом. Объем движений в каждом данном сегменте в значительной мере определяется высотой диска, увеличиваясь при нарастании ее. Согласно анатомическим данным, подтвержденным многочисленными рентгеновскими исследованиями, наименьшей высотой отличаются самые верхние шейные и верхние грудные диски. По направлению к нижнешейному отделу позвоночника высота дисков постепенно увеличи­вается. Высота всех дисков, расположенных каудальнее верхних грудных, равномерно нарастает таким образом, что наиболее высокими являются нижние поясничные диски и пояснично-крестцовый диск. Соответственно этому движения наибольшего объема про­исходят в пояснично-крестцовом отделе позвоночника и в нижнем шейном. Грудной отдел позвоночника отличается наименьшей подвижность, которая, кроме того, ограни­чивается ребрами, соединяющими все отделы скелета грудной клетки в относительна жесткую систему.

Со времени Люшка межпозвонковые диски принято рассма­тривать как своеобразные полусуставы, где роль суставных концов играют смежные поверхности тел позвонков, роль суставных хрящей — гиалиновые пластинки, суставную капсулу представляет фиброзное кольцо, а суставную полость — желатинозное. Последнее отличается высо­ким тургором и при движениях позвоночника меняет свою форму и в известной мере смещается. Кальве и Галлан  сравни­вают его с шарикоподшипником, допускающим сгибание, разгибание и боковые движения.

Допустимость аналогии диска с полусуставом выступает особенно отчетливо при сравнительно-анатомических исследованиях. Так, у не­которых копытных, например у лося, одна из смежных поверхностей тел двух соседних позвонков выпукла и округла подобно суставной головке и вдается в углубленную поверхность другого позвонка, весьма напоминающую суставную впадину. Эти особенности особенно резко выражены в шейном отделе позвоночника, который у этих животных отличается большой подвижностью.

Таким образом, позвоночный столб человека можно условно рас­сматривать как систему полусуставов, расположенных один над дру­гим. Сегментарное строение позвоночника обеспечивает как подвиж­ность его, так и амортизацию значительного числа травматических влияний, действующих на позвоночный столб. Эта способность позво­ночника амортизировать подобно рессоре всевозможные внешние воз­действия обеспечивается его эластичностью, зависящей главным обра­зом от желатинозного ядра. Последнее отличается очень большой упругостью, высоким тургором и, действуя подобно буферу или гид­равлическому прессу, ослабляет и равномерно распределяет по поверх­ностям тел позвонков влияние различных толчков и сотрясений.

Благодаря своему тургору желатинозное ядро оказывает постоян­ное давление на гиалиновые пластинки и таким образом раздвигает тела позвонков, как бы отталкивает их друг от друга. В то же время связочный аппарат позвоночника, содержа­щий большое количество эластичных волокон, и фиброзное кольцо дис­ков неизменно противодействуют желатинозному ядру, сближая смеж­ные позвонки. Поэтому высота каждого отдельного диска и всего позвоночного столба в целом не является постоянной величиной. Она определяется динамическим равновесием противоположно направлен­ных влияний желатинозного ядра и связочного аппарата и в каждый данный момент зависит от уровня этого равновесия, соответствующего преимущественно состоянию желатинозного ядра.

Так, после ночного отдыха желатинозное ядро приобре­тает максимальный тургор и в значительной мере преодолевает эласти­ческую тягу связок. Поэтому к утру высота диска нарастает и тела позвонков раздвигаются. В отличие от этого вечером, особенно после работы, сопровождавшейся значительной становой нагрузкой, упру­гость желатинозного ядра снижается и смежные позвонки сближаются. Таким образом, рост человека в течение суток определенным образом изменяется в зависимости от высоты дисков, которые у взрослого че­ловека составляют примерно четверть или даже треть высоты всего позвоночного столба. Эти физиологические колебания роста в течение суток происходят в пределах 2 см, они могут достигать 4 см. Этими особенностями позвоночного столба в значительной мере объясняется также уменьшение роста в ста­рости, так как в этом возрастном периоде тургор желатинозного ядра постепенно снижается и, наконец, исчезает.

Своеобразное динамическое противодействие влияний на позвоноч­ный столб желатинозного ядра и связочного аппарата является ключом к пониманию ряда дегенеративно-дистрофических процессов, развиваю­щихся в позвоночнике.

Рост тела позвонка происходит по энхондральному типу за счет гиалиновых пла­стинок. Костный краевой кант, длительно находящийся в хрящевом состоянии, не принимает участия в этом процессе. Он является апофизом, к которому, как упоминалось, прикрепляются волокна фиброзного кольца. Подобно всем апофизам лимбус окостеневает за счет самостоятельных точек окостенения. Они по­являются у девочек в б—8 лет, у мальчиков—в 7—9 лет  и к 12—15 годам сливаются в кольцо. В 16—19 лет наблюдается частичный, а в 24—26 лет полный синостоз костного краевого канта с телом позвонка. Позже всего синостоз наступает в грудном отделе позвоночника.

У детей межпозвонковые диски питаются за счет сосудов, проникающих из боко­вых отделов тел позвонков на границе средней и наружной трети диска с каждой стороны. В дальнейшем эти сосуды запустевают, и у взрослых весь межпозвонковый диск является бессосудистым образованием, питание которого осу­ществляется за счет тела позвонка путем диффузии через гиалиновую пластинку.

Таким образом, межпозвонковый диск взрослого оказывается в таких же усло­виях, что и суставные хрящи, также утрачивает способность к прогрессивным измене­ниям и часто подвергается различным дегенеративно-дистрофическим изменениям и поражениям.

Вследствие этой утраты способности к регенерации и большой нагрузки дисков из-за вертикального положе­ния человека в них рано развиваются процессы старения. Первые проявления этих дегенеративно-дистрофических изменений возникают еще до 20 лет в более тонких участках гиалиновых пластинок, находя­щихся в местах бывшей локализации сосудов, а также в отделах, гра­ничащих с желатинозным ядром. Эти изменения вы­ражаются в замещении гиалинового хряща соединительнотканным и в разволокнении его, что приводит к снижению сопротивляемости гиа­линовых пластинок.

Постепенно с возрастом уменьшается тургор желатинозного ядра. Вследствие этого диск снижается и его амортизирующее влияние уменьшается. Одновременно происхо­дят дегенеративно-дистрофические изменения и фиброзного кольца, со­провождающиеся надрывами его, возникающими уже под влиянием обычной нагрузки. Это приводит к смещению ткани диска при движениях в область разрывов фиброз­ного кольца, к напряжению и травмированию передней продольной связки. По данным патологоанатомов, такие изменения дисков наблю­даются практически у всех людей старше 50 лет.

К этим изменениям дисков исподволь присоединяются весьма не­значительно выраженные, но распространенные краевые костные разра­стания в межпозвонковых и реберно-позвонковых суставах. Одновре­менно постепенно развивается умеренный остеопороз тел позвонков. При синхронном старении всех элемен­тов позвоночного столба межпозвонковые диски равномерно сплющи­ваются и одновременно снижаются тела позвонков, особенно наиболее нагружаемые передние отделы тел грудных позвонков. Из-за этого в старости появляется их клиновидная деформация и усиливается фи­зиологический кифоз грудного отдела позвоночника — так называемый старческий кифоз.

В патологических условиях процессы в различных эле­ментах позвоночного столба и даже в различных элементах межпозвон­кового диска развиваются асинхронно, неравномерно или даже изоли­рованно, возникают раньше обычных сроков, достигают значительной выраженности и сопровождаются своеобразными вторичными измене­ниями, реактивными и компенсаторными явлениями. Эти процессы уже существенно отличаются от старческих дегенеративно-дистрофических изменений и представляют собой дегенеративно-дистрофическое пора­жение. Все же отдельные формы и варианты этих поражений во многом сближаются с дегенеративно-дистрофическими изменениями, типичными для старения, и нередко отделены от них весьма нерезкой расплывчатой гранью. Поэтому при изучении дегене­ративно-дистрофических поражений позвоночника приходится учиты­вать физиологические старческие изменения.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *