Было время, когда на территории Отечества нашего не было социальных болезней, вернее, они считались повсеместно и безоговорочно побеждёнными. Тогда больные туберкулёзом не избегали госпитализации, а спокойно, почти с радостью, отдавали себя в руки врачей на многие месяцы. В те времена ни один инфекционный больной не имел той степени свободы, что «туберкулёзники». Внедрение трудотерапии в алгоритм лечения позволял выход за пределы диспансера. Многие, считали отделение диспансера родным домом, покидая его только в выходные. А бегать, если не запирают, совсем неинтересно.
Тогда на ежедневное питание контингента отпускалась невиданная сумма в 1 рубль 70 копеек, что многократно превышало среднестатистическую норму для других категорий. И редкий пациент не захаживал в больничную столовку, где в изобилии были мясо, масло и фрукты. Бомжи, которые водились и в советском государстве, знатно откармливались, и при яром стремлении к свободе, не думали манкировать госпитализацией. Да, и приличные люди, есть примеры, ничуть не избегали стационарного лечения.
А фтизиатры — люди сердечные, лояльно относились к отлучкам пациентов, понимая, что многомесячное лечение невозможно без контактов с внешним миром. В общем, режим жизни пациентов в те благословенные времена был сродни санаторному, существенная экономия семейного бюджета при 100% оплате больничного, и реальная перспектива поездки в самый настоящий санаторий Южного берега Крыма.
Какие сейчас порядки в тубдиспансерах, мне неведомо, вряд ли очень суровы. Тем более импонирует стремление сотрудников Кировской центральной городской больницы, обратившихся в прокуратуру за помощью в госпитализации больного, уклоняющегося от лечения. Не за себя ведь радели, а за свободу населения от посещения туберкулёзной палочки, да и уклонисту лечение не во вред.
Несознательный гражданин госпитализации предпочитал жизни в семье с несовершеннолетней падчерицей. Туберкулёз Постановлением Правительства РФ № 715 внесён в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. При нарушении больным открытой формой правил диспансерного наблюдения, он подлежит обследованию и лечению в судебном порядке, что на деле и помогла осуществить местная прокуратура.
Защищая права жителей города, после проверки просьбы врачей прокурор обратился в суд с исковым заявлением о направлении больного на принудительное лечение в лечебное учреждение. Суд просьбу удовлетворил, и пациента принудительно поместили в Мурманский областной противотуберкулезный диспансер.
Редкий пример полезного взаимодействия докторов и прокуратуры.
