Россия не передовик по трансплантациям, но уже и не в сильно отстающих: в 2012 году было выполнено 139 пересадок сердца, 945 — почки, 243 — печени и 23 — поджелудочной железы. Суммарно столько, сколько в далёком 2007году американцы делали только пересадок лёгкого. Маловато для огромной страны, но лиха беда начало. Забором и заготовкой донорских органов и тканей пока занимаются 96 медицинских учреждений, но их число будет сокращено до 61. Трансплантацию выполняли 89 организаций: 43 федеральных центра, 38 региональных больниц, 5 — муниципальных и 3 ведомственных. Теперь же пересадку органов доверят только 58, сократят центры до 26 и запретят деятельность муниципалов. Объяснение стандартное – для улучшения и повышения.
По причине ли грядущего исключения муниципальных учреждений из «доверенных» или, действительно, из-за чрезвычайно большой гордости, но первая трансплантация печени в гепатологическом центре городской больницы №3 имени Подгорбунского Кемерово гремела по всей стране. Шутка ли, к первой трансплантации печени шли целых пять лет, в ведущих клиниках страны и зарубежья прошли подготовку 20 специалистов, аппаратуры закупили на 14,5 миллионов, за 15 миллионов сделали ремонт, выделили для пациентов трёхместную палату.
Сумма ремонта больницы для пересадки органов поражает. Бытовой ремонт требует намного меньших финансовых затрат. Например, даже такой высококачественный пол, как паркет, стоит намного дешевле.
Первая 44-летняя реципиентка, получившая донорскую трупную печень в понедельник 13 января 2014 года, благополучно выписалась домой. Над больной более 10 часов трудилась хирургическая бригада в 12 членов, пошло на четвёртый десяток общее число, помогавшей её послеоперационной реабилитации, врачей. Все поработали здорово при аховом варианте – врождённый цирроз не обещал женщине ничего хорошего. Бригаду хирургов возглавлял главный врач больницы, взявший за правило, хотя бы, раз в неделю взять в руку скальпель. Это у американцев хирург-трансплантолог должен оперировать тысячи, у нас – свой путь.
Кстати, в том же Кемерово пересадки почки пошли на пятый десяток, но наградили «за большой личный вклад в организацию проведения уникальной операции» именно осуществивших первую и единственную трансплантацию печени. Пусть наградили только региональными медалями и званиями, и не всех докторов, помогавших выжить первому реципиенту, и даже не всю операционную бригаду, и не половину бригады, а только братьев Красновых, один из которых главный врач, другой – руководитель центра. На всех и медалей не наштамповали, и отличились не так и не столько, не выказали «выдающиеся заслуги в развитии здравоохранения Кемеровской области».
Главврачу присвоили почётное звание «Лауреат премии губернатора Кемеровской области «Прорыв в будущее», брату его — медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени. Такую же медаль получила и заведующая отделением, что немаловажно, не с такой фамилией, как у главврача, а Каменева Е.А. Не забыли отметить медалью труд операционной сестры и санитарки, какая же трансплантация без санитарки, без санитарки в больнице ничего не будет. В общем, губернатор имеет право сам выбирать, кому и чего дать из государственного добра. Тем паче, Минздрав без объяснения причин сокращает отделения трансплантации, пусть теперь покусится на самое выдающееся, хоть и выполнившее только одну-единственную трансплантацию.
Всем бы так, выполнил функциональную обязанность и получил орден.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.