Синдром неоплазии с аутосомно-доминантным типом наследования нейрофиброматоз 2 типа возникает в результате мутации генеративной линии NF2 гена супрессора опухолей, расположенного на длинном плече 22 хромосомы. Нейрофиброматоз 2 типа встречается у одного из 25 000 человек, и в возрасте старше 60 лет имеет почти 100% пенетрантность. Клиническими проявлениями нейрофиброматоза 2 типа являются центральные и периферические опухоли нервной системы (опухоли оболочки нерва, менингиомы и эпендимомы), поражения кожи, глаз и периферическая нейропатия, однако отличительной чертой NF2 является развитие двусторонних кохлеовестибулярных шванном (КВШ) у 90-95% пациентов. Хотя КВШ — доброкачественные опухоли, они вызывают значительные вестибулярные и слуховые нарушения, включая глухоту. Потеря слуха больными нейрофиброматозом 2 типа имеет непредсказуемое течение и, следовательно, модели ведения таких больных противоречивы.
Несмотря на частоту нарушений слуха при нейрофиброматозе 2 типа, непонятны механизмы, посредством которых КВШ инициируют глухоту. Наиболее часто используемая гипотеза, что увеличивающиеся в размерах КВШ, сдавливают и растягивают кохлеарный нерв. Однако резкая потеря слуха, частые ассоциации глухоты с небольшими опухолями и прогрессирующая потеря слуха у пациентов со стабильными СВШ предполагают отсутствие связи между размером и темпом роста опухоли и интенсивностью глухоты. В дополнение к постепенному темпу утраты слуха, прогрессирование может быть ступенчатым, рецидивирующим и ремитирующим, или внезапным. Эти различные формы позволяют предположить, что важную роль в патофизиологии глухоты у больных нейрофиброматозом 2 типа играют дополнительные механизмы, такие как кровоизлияние в лабиринт, эндолимфатическая водянка, нарушение кохлеарного кровоснабжения и биохимические изменения жидкости внутреннего уха, приводящие к дегенерации и дисфункции кохлеарных волосковых клеток.
Авторы статьи проанализировали клинические, морфологические и аудиологические данные большой когорты больных нейрофиброматозом 2 типа, для определения маркеров потери слуха и лежащих в основе патофизиологических механизмов.
МЕТОДЫ: В проспективном исследовании участвовало 100 больных нейрофиброматозом 2 типа. Проанализированы клинические и аудиометрические данные пациентов, в дополнение к стандартной МРТ-визуализации, при FLAIR-режиме МРТ с высоким разрешением определялось наличие эндолимфатической водянки и количество белка в жидкости лабиринта, изменения в улитке изучали по 3D-T2 снимкам.
РЕЗУЛЬТАТЫ: Из вступивших в исследование 100 больных нейрофиброматозом 2 типа по различным медико-социальным причинам были включены только 56 пациентов (17 мужчин, 39 женщин) с 89 ушами (43 правых, 46 левых). Средний возраст участников составлял 30 ± 16 лет. Средний возраст дебюта заболевания — 21,7 года при диапазоне от 0,3 до 57 лет.
Было выявлено, что 34 (38%) уха имеют снижение слуха либо глухоту различной степени тяжести. При FLAIR МРТ-визуализации повышение белка внутри лабиринта было обнаружено в 70 (75%) ушах и этот критерий был тесно связан с наличием глухоты в 32 (94%) из 34 глухих ушей.
Повышение уровня белка в лабиринте 67 ушей было связано с наличием КВШ, сочетающихся с 64 (96%) случаями обструкции апертуры улитки как при сниженном слухе, так и без.
Повышенный уровень белка в лабиринте не был выявлен в 5 ушах без КВШ. В то время как большие размеры опухоли были связаны с потерей слуха , в 16 (47%) ушах с глухотой были КВШ менее 0.5 см 3, в том числе 14 (88%) с обструкцией кохлеарной апертуры и повышенным уровнем белка.
Представлена МРТ 47-летнего больного нейрофиброматозом 2 типа:
(A) Аксиальная проекция с контрастным усилением, T1-режим, желтыми стрелками помечены двусторонние кохлеовестибулярные шванномы (КВШ).
(B) T2-VISTA последовательность, красными стрелками указаны симметричные препятствия току цереброспинальной жидкости между задней черепной ямкой и кохлеарной апертурой, независимые от размера опухоли.
(C) В режиме FLAIR без контраста, синие стрелки отмечают наличие повышенного уровня белка в лабиринте.
Представлена МРТ 48-летнего больного нейрофиброматозом 2 типа:
(D) Аксиальная проекция в режиме T2-VISTA и изображение в FLAIR-режиме, синяя стрелка показывает наличие нормального уровня белка в лабиринте при большой КВШ с открытым током цереброспинальной жидкости между задней черепной ямкой и апертурой улитки, отмеченные зелеными стрелками.
Представлена МРТ 8-летнего больного нейрофиброматозом 2 типа:
(E) Аксиальная проекция с контрастным усилением, T1-режим, желтыми стрелками помечены двусторонние КВШ с множественными опухолями справа.
(F) T2-VISTA, желтыми стрелками отмечена последовательность 4 дискретных опухолей, включая множественные опухоли в лабиринте.
ОБСУЖДЕНИЕ: Эти данные согласуются с гипотезой, в которой потеря слуха развивается в результате кохлеарной обструкции апертуры и накопления белка в лабиринте. FLAIR-режим МРТ позволяет выявить повышенный уровень белка в лабиринте и может служить высокоточным биомаркером, определяющим риск потери слуха.