Компенсаторный рост лёгких после пневмонэктомии характерен для многих видов млекопитающих. Преобладающая концепция заключается в том, что у молодых людей компенсаторный рост лёгких происходит за счёт образования новых ацинусов и альвеол, в то время как у взрослых возможны только паренхиматозная гиперэкспансия и альвеолярная дилатация, что, по сути своей, нельзя считать истинным ростом паренхимы.

У молодых людей рост лёгких был зафиксирован в клинических исследованиях по изучению функции лёгких. У взрослых результаты неизменно показывают, что после пневмонэктомии жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) уменьшается вполовину от предполагаемого значения для двух лёгких. Несмотря на отсутствие морфометрических исследований, данные результаты интерпретировались как отсутствие настоящего роста лёгочной паренхимы у взрослых.

Однако экспериментальные данные оспаривают это предположение. При изучении взрослых собак, после пневмонэктомии обнаружили значительное увеличение площади альвеолярной поверхности и плотности капилляров оставшегося лёгкого. Последние КТ-исследования высокого разрешения показали, что выраженность роста лёгкого собаки после пневмонэктомии коррелирует с участками долевого напряжения и деформации.

В данном исследовании в течение 15 лет оценивался рост лёгкого у женщины, перенесшей пневмонэктомию.

История болезни. В 1995 году 33-летней женщине была выполнена правосторонняя пневмонэктомия по поводу умеренно дифференцированной аденокарциномы, возможно, связанной с длительным курением. После операции пациентка прошла четыре цикла стандартной адъювантной (профилактической) химиотерапии карбоплатином и паклитакселом. Гистологическое исследование опухоли показало отсутствие лимфоидной инфильтрации или перитуморального отёка.

До операции объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ) и форсированной жизненной ёмкости лёгких (ФЖЕЛ) было примерно 100% от их прогнозируемых значений (ОФВ: 2,92 л, 99,7% прогнозируемого значения; ФЖЕЛ: 3.69 л, 103,6% от прогнозируемого значения).

Через 12 недель после пневмонэктомии ОФВсоставил 1,03 л (35,2% от должного значения) и ФЖЕЛ 1,75 л (49,1% от прогнозируемого значения). Последовательные КТ снимки с интервалом примерно в один год показали постепенное расширение оставшегося левого лёгкого с пролабированием в правую половину грудной клетки.

После операции между 12 и 18 месяцами у больной появились признаки постпневмонэктомического синдрома; на 18 месяце в пневмонэктомическое пространство был помещен протез для расширения объёма, что способствовало разрешению одышки. Впоследствии пациентка ежедневно занималась спортивной ходьбой, велокроссом и йогой. Спустя 10 лет клинические симптомы рецидивировали, что было связано с разрывом протеза, после его замены состояние пациента нормализовалось.

Результаты. За 15-летний период наблюдения спирометрия показала постепенное увеличение ОФВ (до 1,56 литра или 59,7% от прогнозируемого значения) и ФЖЕЛ (до 2,37 литра или 73,3% от прогнозируемого значения), то есть 51 % увеличение ОФВ и 35% увеличение ФЖЕЛ. Это увеличение контрастирует с прогнозируемым возрастным снижение ОФВ (-11%) и ФЖЕЛ (-9%). Выполненная на первом и 14 годах после операции эзофагоманометрия показала нормальную растяжимость лёгочной паренхимы (0,135 — 0,150 л на сантиметр воды) и нормальную лёгочную резистентность (3,5 — 6,0 см воды на литр в секунду) для оставшегося лёгкого. Внутригрудное давление после максимального вдоха было отрицательным (-71 см воды), что указывает на высокое сопротивление грудной стенки при вдохе.

В течение 15 лет с помощью серийных КТ-сканов измерялся объём газа и тканей лёгкого. Оба показателя быстро росли до определённого схожего уровня, но что более важно, наблюдался постепенный и устойчивый рост объёма тканей – почти в два раза после пневмонэктомии.

В конце 2010 года на МРТ с применением гиперполяризованного гелия-3 оценена микроструктура лёгких. МРТ снимки выполнялись при короткой задержке дыхания после предварительной ингаляции газа, что позволяло получить количественную оценку ацинарных микроструктур. Оценивалось два параметра: радиальный размер ацинарных дыхательных путей R и эффективная глубина альвеол h. В отсутствии регенерации или роста новых перегородок после пневмонэктомии прогнозируется постоянство формы лёгкого, когда R может увеличиваться регионально — только в области выпячивания лёгкого в противоположную половину грудой клетки.

У данной пациентки через 15 лет после пневмонэктомии средний (± SD) R (330 ± 20 мкм) был практически идентичен R нормальных лёгких (322 ± 21 мкм). Примечательно, R был удивительно постоянен, различаясь менее 5% на всем лёгочном поле. Альвеолярная глубина h составила 70 ± 30 мкм, что значительно меньше, чем в нормальных лёгких (138 ± 22 мкм). Кроме того, распределение h у пациентки было более разнородным, чем в нормальных лёгких.

Данные ОФВ, ФЖЕЛ, а также КТ говорят в пользу наличия роста лёгкого у данной категории пациентов. Результаты МРТ показывают примечательную однородность размеров ацинарных путей. Некоторые характеристики этой пациентки могут иметь значение для роста лёгочной паренхимы: сравнительно молодой возраст на момент пневмонэктомии, степень паренхиматозной гиперэкспансии (в том числе постпневмонэктомический синдром), ежедневная программа физических упражнений. Возможно, что эти характеристики способствовали растяжению лёгкого в сторону пневмонэктомического пространства, что в свою очередь, может являться пусковым механизмом для роста. Независимо от конкретного механизма, результаты этого наблюдения отражают концепцию того, что рост лёгкого возможен и у взрослого человека.


Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.

SPONSORED LINKS:

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *