Повреждения тонкой кишки случаются в 30,9% случаев всех закрытых повреждений брюшных внутренностей.
Повреждение тонкой кишки может произойти при ударе в живот или при падении животом на какой-нибудь предмет, в результате чего будет раздавлена кишка между передней брюшной стенкой на месте приложения силы, с одной стороны, и позвоночником, ребрами или подвздошной костью, с другой.
При косом приложении силы могут происходить отрывы от брыжейки, разрывы кишечной стенки в результате смещения и чрезмерного натяжения. Подобные разрывы происходят иногда и при падении на ноги или на ягодицы, иногда даже с незначительной высоты, например, при прыжке с кузова автомашины. Механизм повреждения тонкой кишки следующий. В момент падения кишечные петли, двигаясь вместе с телом, приобретают известную скорость и при ударе тела о землю продолжают по инерции двигаться вниз. В результате может произойти отрыв тонкой кишки от брыжейки, разрыв ее у фиксированных мест.
Повреждение тонкой кишки может произойти под влиянием сил, действующих изнутри кишки и приводящих к ее разрыву. Такие силы возникают при сдавлении участка, наполненного жидким или газообразным содержимым. Участок может быть так или иначе отграничен от остального кишечника и в момент травмы представлять собою в известной степени замкнутую полость. Подобное отграничение возможно при перегибе кишки, при наличии в приводящем и отводящем концах ее более плотных масс, мало способных к быстрому продвижению и поэтому образующих своего рода пробки, при наличии спазма в приводящем и отводящем концах, наконец, при сдавлении приводящего и отводящего концов самим повреждающим телом, как, например, при ударе в живот концом доски, копытом лошади. Кроме того, кишка может лопнуть при внезапном сильном сокращении мышц брюшного пресса. В таких случаях большую роль играет наличие грыжевого отверстия, через которое в результате внезапно возникшей разности внутрибрюшинного давления и давления в грыжевом мешке происходит выпячивание стенки прилежащей кишки и ее разрыв. Помимо этого, можно представить себе разрыв кишки при неравномерном сокращении мышц брюшного пресса, создающем внезапную разницу давления в разных отделах брюшной полости. При обширной травме живота, вроде сдавления между буферами или сдавления колесом автомашины, нередко имеют место все указанные возможности разрыва.
Тяжелые и, по преимуществу, множественные повреждения тонкой кишки происходят от действия на брюшную стенку водной или воздушной волны при взрыве снарядов или бомб на близком расстоянии. Механизм действия взрывной волны заключается в прямом ударе, вызывающем резкий ушиб органов с перемещением в них жидкости и газов.
Подкожные разрывы кишок могут происходить также в результате прямого действия силы на ограниченный участок — при ударе в брюшную стенку каким-либо быстро движущимся телом, обладающим недостаточной силой для того, чтобы пробить кожу, но достаточной для того, чтобы вызвать тяжелые повреждения глубжележащих и менее прочных образований, в частности, прилежащего участка кишечной стенки. Повреждение тонкой кишки объясняется здесь передачей удара прилежащему участку кишки через сохранившиеся слои брюшной стенки, аналогично механизму разрыва кишки при непроникающем огнестрельном ранении живота. Описаны разрывы кишок при попытках вправления ущемленной грыжи. Следует отметить, что в происхождении разрывов кишки весьма большую роль играет степень наполнения ее в момент травмы.
Разрывы чаще происходят в нижнем отделе подвздошной кишки. Они могут иметь вид широко зияющих круглых овальных или ромбовидных отверстий с многочисленными кровоизлияниями в кишечной стенке или быть щелевидными; они чаще расположены поперечно и на свободном крае кишки. Иногда встречается полный поперечный перерыв кишки.
Кроме разрывов, наблюдаются другие повреждения тонкой кишки — ушибы и кровоизлияния в кишечную стенку, которые могут затем приводить к гангрене с последующей перфорацией или с образованием стриктуры кишки.
В момент разрыва кишки появляются сильные боли в животе и часто выраженные явления шока, нередко — рвота. При исследовании отмечается напряжение мышц и болезненность при пальпации, иногда локальная, иногда разлитая. Пульс первое время может быть не учащенным, а язык влажным. Нередко при перкуссии определяется уменьшение печеночной тупости, а иногда удается определить присутствие жидкости в брюшной полости. Газ под диафрагмой при рентгеновском исследовании определяется значительно чаще, чем при исследовании перкуссией.
В дальнейшем живот начинает вздуваться, пульс учащается, язык делается сухим, и развивается типичная картина разлитого прободного перитонита.
Диагностика повреждения тонкой кишки может быть трудной в первые часы после повреждения, когда приходится отличать их от ушиба живота, который может давать весьма сходную картину, особенно при образовании обширных забрюшинных гематом и явлениях шока. У таких больных одновременно с проведением противошоковых мероприятий необходимо внимательное наблюдение за изменением состояния. Это в большинстве случаев позволяет в течение 1—2 часов решить вопрос о характере имеющегося повреждения.
В сомнительных случаях не следует откладывать пробное чревосечение более 2 часов, так как исход операции при разрыве кишки находится в прямой зависимости от срока операции. Операция заключается в зашивании отверстий в кишке, а при обширных повреждениях (полных разрывах кишки и отрывах брыжейки) — в резекции повреждения тонкой кишки.
Прогноз при повреждении тонкой всегда серьезен, так как послеоперационная смертность при подкожных разрывах кишок весьма значительна.