Оценка клинической картины в целом или отдельных ее про­явлений, особенно на первой неделе жизни, не всегда однознач­на, так как в равной степени может соответствовать как инфек­ционным, так и неинфекционным заболеваниям, то же самое от­носится и к интерпретации анализов крови или рентгенологичес­ких изменений у детей этого или более старшего возраста.

Например, лейкоцитоз в пределах 25…35 и даже выше, так же как и резкий сдвиг в лейкоцитарной формуле влево при первичном исследовании (первый-второй день жизни) могут быть обусловлены гипоксическим состоянием и сохраняться в таком состоянии до 3-5-го дня жизни, после чего начинают постепенно или более форсированно снижаться. Такая картина крови встречается довольно часто. Новорожденные дети с такими анализами крови с 1-2-го дня жизни получают антибактериальную тера­пию, но ее продолжительность при исключении внутриутробной инфекции и нормализации показателей крови обычно не превышает 7-10 дней.

У некоторых недоношенных новорожденных при плановом обследовании и возрасте старше 2-3 недель могут наблюдаться изменения в периферической крови в виде лейкоцитоза или умеренного сдвига в лейкоцитарной формуле влево, не связанные с ухудшением общего состояния или другими признаками, свидетельствующими в по­льзу инфекционного процесса. В этих случаях антибактериаль­ная терапия не показана до повторного анализа крови спустя 3-5 дней.

В сложных случаях даже таким маленьким детям может потребоваться детского отоларинголога. Если ребенок уже выписан из стационара, то можно вызвать врача на дом. Правда в этом случае важно не ошибиться и знать, кто из врачей действительно хороший детский лор.

Рентгенологическая трактовка при различных поражениях легких у глубоко недоношенных детей на первой-второй неделе жизни также не всегда однозначна.

В первые два дня жизни воздушная бронхограмма и зернис­то-сетчатый рисунок легких в равной степени могут наблюдать­ся при СДР и при пневмонии, вызванной стрептококком группы В, а у детей более старшего возраста пониженная пневмотизация легких может отмечаться как при пневмонии, так и при интерстициальном отеке легких. Последний может ограничиться только рентгенологическими изменениями без симптомов ДН, проявляться умеренным тахипноэ или легкой зависимостью от кислорода по данным пульсоксиметра.

Вообще рентгенологический диагноз пневмонии при отсу­тствии признаков дыхательной недостаточности, катаральных явлений в легких и симпто­мов интоксикации не правомочен, и такие дети, естественно, не нуждаются в антибактериальной терапии. Соответственно при дифференциальной диагностике пневмонии от поражений легких неинфекционного характера или просто от нечетких рентгеноло­гических изменений ведущая роль принадлежит клинико-рентге­нологической картине, а не наоборот.

Оценка некоторых лабораторных показателей зависит от фона, на котором они развились. Например, гипонатриемия в пределах 110-115 ммоль/л у ребенка в возрасте 5 дней сама по себе ни о чем не говорит. Если она возникла у младенца с весом до 1000 г, не получавшего дотации натрием, или у детей с боль­шим весом на фоне обильных срыгиваний или рвоты, то это — истинная гипонатриемия, требующая немедленной кор­рекции препаратами натрия. Такая же гипонатриемия на фоне распространенных отеков является ложной и не требует восполнения.

При сопоставлении общего состояния ребенка с данными ла­бораторных и других исследований значительно большее внима­ние следует уделять внешнему осмотру младенца: его позе, двигательной активности, характеру дыхания, громкости голоса, эмоциональному настрою детей со сроками гестации выше 28-29 недель, окраске кожи, так как общая характеристика них данных во многом определяет необходимость применения и той или иной терапии, ее широту и интенсивность.

В заключение отметим, что клиническое мышление — это ди­намический процесс с постепенным осмыслением и переосмысле­нием, как старых, так и новых симптомов, оценка общей картины в целом и мелких, локальных изменений, в частности, с учетом возраста ребенка, его веса и срока гестации и ответной реакции на проводимое лечение, но самое главное — это способность к принятию врачом волевых решений, когда в этом есть необходимость.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *