Пятая в мире женщина после трансплантации сердца родила близнецов, но отягощающие факторы этим не были исчерпаны. В годовалом возрасте будущая мать получила комплексное лечение – нефрэктомию и химиотерапию — по поводу злокачественной нефробластомы с метастазами. С детства девочка страдала постхимиотерапевтической кардиомиопатией и тяжёлой сердечной недостаточностью, поэтому несколько лет назад ей была произведена трансплантация донорского трупного сердца.
Поскольку 30-летняя женщина оголтело желала родить, но самостоятельно не способна была забеременеть, а суррогатное материнство начисто отвергала, через два года после трансплантации было произведено несколько ЭКО. И, наконец, женщина родила двойню, чем теперь гордится весь Израиль. Хорошо это или не очень? А кто знает?
Шведские учёные изучили исходы беременностей за несколько лет до и после трансплантации органов, почек или печени, исследование включило все роды в Швеции с 1973 по 2002 год. Общее число родов до трансплантации — 976 и 149 родов после. Из зачавших 801 женщин с трансплантацией почек, 41 были ещё и диабетиками.
Перед трансплантацией было 34 выкидыша при ожидаемом числе 25. После трансплантации выкидышей было 22 и ожидаемое число 59. Преэклампсия развилась у 30 (22%) из 135 после трансплантации почки. После трансплантации печени 5 (33%) из 15 женщин имели преэклампсию. После трансплантации только у одной пациентки развилась отслойка плаценты.
При одноплодных беременностях после трансплантации роды ранее 37 недель отмечены в 46% против 21% перед трансплантацией. Новорожденные весом менее 2500 г — 41% против 19%. Врожденные аномалии были у 57 (5,8%) из 976 новорожденных, родившихся до трансплантации органа и у 10 (6,7%) из 149 родившихся после трансплантации органа: все с пороками межжелудочковой перегородки и/или сердца. Из 149 родившихся после трансплантации умерли 5,4% детей.
Роды после трансплантации почки и печени постепенно уходят из разряда экзотических. Некоторые женщины считают себя 100-процентно реабилитированными, забывая о контрацепции. Некоторых совершенно невозможно избавить от маниакального желания материнства, потому приходится приноравливать врачебное искусство к жизненным реалиям. В России с 1995 года специалисты Института акушерства и гинекологии вместе с Институтом трансплантологии активно изучают проблему беременности после трансплантации и уже приняли несколько десятков родов.
Как иммунодепрессанты могут влиять на иммунологические механизмы у плода малопонятно, приведут ли к заболеваемости в последующей жизни тоже неясно. Во всяком случае, роднит беременность с трансплантацией то, что мать всегда — реципиент, но отторжение трансплантата несёт беду