В последние несколько десятилетий появились новые данные о гендерных различиях в развитии ишемической болезни сердца (ИБС). Вопреки ожиданиям, от ИБС ежегодно умирает больше женщин, чем мужчин — 455 000 против 410 000. Смерть от сердечно-сосудистых заболеваний остается ведущей причиной смерти женщин любого возраста. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США от ишемической болезни сердца умирает 1/2,6 женщин, а от всех онкологических заболеваний — 1/4,6. Старение населения, эпидемия ожирения, диабета и кардиометаболического синдрома способствует дальнейшему росту заболеваемости ИБС.
В Европе по данным ВОЗ среди всех причин смерти женщин на сердечно-сосудистые заболевания приходится 55%, а мужчин — только 43%. Женщины недооценивают влияние ишемической болезни сердца на продолжительность жизни, и бояться рака молочной железы (РМЖ), и это при том, что в США смертность от РМЖ во много раз меньше ИБС — 1/35.
Исследование антикоагулянтной терапии
Два недавних исследования показали, что женщинам прописывают значительно меньше препаратов, чем мужчинам. В шведском исследовании Merz обратил внимание, что молодые женщины имеют более высокую распространенность стенокардии по сравнению с мужчинами, но при коронарной ангиографии у женщин реже выявляется окклюзия сосудов.
На основании этих данных можно предположить, что женщины должны иметь худший ответ на терапию антикоагулянтами, по сравнению с мужчинами.
МЕТОДЫ: Для проверки этой гипотезы были изучены такие параметры, как активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ), Heptest, D-димер, Р-селектин, антитромбин, fibrinokinetics, Ха-фактор, продукция тромбина, активность фактора Виллебранда.
Все тесты проводились с использованием наборов реагентов и в соответствии с инструкциями производителя. От здоровых добровольцев исследовали плазму крови (28 мужчин и 22 женщин), цельную кровь (10 мужчин и 10 женщин).
К цельной крови здоровых добровольцев были добавлены ривароксабан (0,3 мкг/мл) и низкомолекулярный гепарин эноксапарин (5 мкг/мл).
РЕЗУЛЬТАТЫ: Различия между данными мужчин и женщин были отмечены в определении показателя Heptest ® (р=0,0345), статистически значимые различия были получены при добавления эноксапарина (р= ,04), но не ривароксабана.
Также были выявлены статистически значимые различия уровня D-димера мужчин (1310,83 ± 329,83 нг/мл) и женщин (1580,55 ± 543,36 нг/мл) при р=0,035.
АЧТВ — скрининговый тест для оценки эффективности внутреннего пути свертывания крови (факторы I, II, V, VIII, IX, X, XI и XII) и мониторинга гепариновой терапии. Так у женщин отмечалось снижение АЧТВ в цельной крови (р=0,044). Даже при добавлении эноксапарина и ривароксабан наблюдалась тенденция к снижению АЧТВ у женщин по сравнению с мужчинами, хотя статистически значимых различий не было.
У женщин скорость образования фибрина была выше, чем у мужчин.
Тем не менее, анализ ингибитора активатора плазминогена, фактора Виллебранда, Р-селектина, антитромбина и протеина С не выявил гендерных различий.
ВЫВОДЫ: В этом исследовании цельной крови и плазмы были выявлены некоторые различия в ответах на антикоагулянтную терапию здоровых мужчин и женщин. Уровень D-димера оказался выше у женщин. Другие параметры показали незначительную тенденцию к снижению показателей у женщин по сравнению с мужчинами, но не продемонстрировали статистически значимых различий.
Важно помнить, что для предотвращения кровотечения или тромбоза необходим тщательный подбор индивидуальной дозы антикоагулянтов.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.