Если первые признаки опухоли мозга у взрослых ясно выражены, то диагноз обычно возможен на основании клинической картины и анамнеза. Однако часто встречаются рудиментарные случаи или случаи с необычными явлениями, которые с трудом укладываются в известную картину болезни.
Исследование спинномозговой жидкости дает мало для диагноза, так как при первых признаках опухоли мозга у взрослых встречаются самые разнообразные изменения. В большинстве наших случаев получают прозрачную жидкость, давление было то нормально, то повышено. Реакция Нонне иногда положительна, но часто отрицательна; лишь изредка наблюдалось небольшое увеличение клеточных элементов (лимфоциты).
С одной стороны, Бонгефен регулярно находил повышение давления и увеличение белка и клеток. Описаны также увеличение полинуклеарных клеток и ксантохромия. Впрочем, последнее должно вызывать принципиальные сомнения в правильности диагноза.
С другой стороны, обращает внимание повышенное содержание сахара как первый признак опухоли мозга, которое не наблюдается при менингите и встречается часто гольдзолевая реакция. Впрочем, новейшие исследования не подтвердили частоту повышения количества сахара в ликворе; в большинстве случаев были получены нормальные данные. Поэтому увеличение сахара в ликворе не может рассматриваться как диагностически важный симптом (Штраубе), хотя кривая мастикса (реакция флокуляции), по видимому, может дать результаты, пригодные для диагноза. Изменения ликвора могут быть похожи на изменения при серозном туберкулезном менингите, но диагноз туберкулезного менингита ставится не на основании одного лишь исследования ликвора, а путем доказательства наличия других туберкулезных изменений и особенно милиариого туберкулеза легких на рентгене.
Все же упомянем, что по Неттеру в дальнейшем течении болезни количество клеток в ликворе при менингите повышается, при признаках опухоли головного мозга падает.
Повод к ошибочным диагнозам могут представить также случаи с церебральными симптомами и вестибулярными расстройствами. Известны разнообразные случаи энцефалита, которые были неправильно диагносцированы как опухоль мозжечка. В начале болезни возможны ошибочные диагнозы других мозговых опухолей. Однако дальнейшее течение обычно позволяет уточнить диагноз. Сходство признаков опухолей мозга у взрослых и энцефалита проявляется особенно выпукло в период опухоли промежуточного мозга, при которой появляются мимический и иной столбняк, маскообразное лицо и всевозможные вегетативные расстройства. Однако такие случаи очень редки.
При большинстве опухолей мозга можно обнаружить застойный сосок, чего почти никогда не встречается при энцефалите.
Кроме того, явления, возбуждающие подозрение на опухоль, при острых стадиях энцефалита менее постоянны, чем при истинных опухолях, а в хронических формах энцефалита все же не настолько выражены, как при опухолях. В связи с изложенным отграничение энцефалита от опухоли обычно удается; но оно очень трудно или даже невозможно при дифференциальном диагнозе между энцефалитом и группой заболеваний, которые Нонне собрал под названием «псевдоопухоли».
Можно избежать смешения признаков опухоли у взрослых с абсцесом мозга (которое возможно при наличии соответствующих очаговых симптомов вследствие отсутствия застойного соска), если при отогенных абсцесах знать место возникновения последнего. Впрочем, абсцесы мозга, невидимому, редко дают картину, напоминающую энцефалит.
Как признаки опухоли мозга у взрослых встречаются не только множественные, но и изолированные параличи черепных нервов, атрофии языка, а также параличи чувствительных нервов, например, области тройничного нерва.
При внезапном появлении они лишь с трудом могут быть правильно истолкованы. В некоторых случаях они могут путаться с бульбарными и мостовыми формами полиомиелита. Вообще отграничение от опухоли может быть очень трудным, так как кардинальный симптом болезни Гейне-Медина — склонность к потливости и спонтанным подергиваниям, характерен и для энцефалита, при котором не наблюдается лишь гиперестезий.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.