Аконит (Борец, Aconitum) — многолетние растения семейства лютиковых. Всего известно 300 видов аконита, у нас встречается 65 видов, относящихся к трём ботаническим секциям: bycocfonum, Anthora и Napellus. В секцию Napellus входят виды, имеющие лекарственное и токсикологическое значение. Виды этой секции имеют корне-клубни, свободные двулетние или многолетние, сросшиеся друг с другом в цепочковидное корневище.
Использование аконита в медицине
Аконитин и другий препараты корнеклубней аконита (тинктура, экстракт, мазь, сироп) применяются в медицине как болеутоляющее при невралгиях и противолихорадочное средство. Хотя препараты аконита в настоящее время применяются редко, они имеют при некоторых заболеваниях большое значение и включены в Гос. фармакопею.
Аконит является важнейшим лекарственным средством в гомеопатии. В тибетской медицине аконит считают главным лекарственным средством, он там известен там под названием «царь лекарств».
Вследствие наличия ядовитых свойств аконит приобрёл значение как токсическое средство. Алкалоиды аконита находят применение для борьбы с грызунами и, по-видимому, могут являться хорошим иисектицидом. Кроме аконитина в различных видах аконита содержатся алкалоиды мезаконитин, гипаконитин, иезаконитин, индаконитин, бикхаконитин, ликаконитин, миоктонин, лаппаконитин, циноктонин, септентрионалйн, паникулатин, луцидускулин, атизин, анторин, псевдоанторин, талатизин. Почти все перечисленные алкалоиды имеют сложный состав, представляют сложные эфиры многоатомных аминоспиртов (аконинов) с двумя кислотами, из которых одна уксусная, а другая ароматического ряда. Эти алкалоиды весьма токсичны для большинства животных. Атизин, анторин и псевдоанторин, выделенные из видов аконита представляют более простые алкалоиды, не являющиеся сложными эфирами. Они не токсичны или почти не токсичны для большинства теплокровных животных, но некоторые из них оказались токсичными для насекомых. Алкалоиды содержатся во всех частях; много их в корнеклубнях.
Внешний вид аконита
Листья ладьевидно-лопастные, раздельные или рассечённые, прикорневые и нижние стеблевые листья, отмирают ко времени цветения растения. Цветки расположены в кистях или метёлках, обычно синих или фиолетовых оттенков, с верхним чашелистиком в виде широкого шлема. Лепестки в виде двух нектарников, причём средняя часть пластинки нектарника крупная и па довольно значительном протяжении сросшаяся с ноготком. Тычинок 20—50, расположенных тринадцатью косыми рядами. Завязей 1—5, листовок 1—5. Семена по граням тупоскладчатые или остроморщинистые. К этой секции принадлежит большое число близких между собой видов, произрастающих в горах Европы, Азии и нередко объединяющихся под общим названием A. napellus. Все они характеризуются корнеклубнями, между собой не сросшимися, полушаровидным, на верхушке широко закруглённым шлемом, пластинкой нектарника средней величины, не вздутой, 1,5—2 мм шириной, с толстым, коротким, прямым, головчатым корнем, завязями всегда в числе трёх, семенами по граням неясно тупоскладчатыми, почти гладкими. Истинный A. napellus (A. Linnaeanum) встречается только в Скандинавии. В странах Западной Европы используется ряд местных видов, напр. A. neomontanuni, A. Bauhini, A. Lobelianum, A. tauricum, A. pyramidale. Все эти виды аконита без труда могут культивироваться в средней полосе нашей страны. Используются у нас для получения корнеклубней несколько среднеазиатских видов — «иссыккульского корешка», в частности аконит джунгарский; они отличаются от указанных выше видов корнеклубнями, сросшимися между собой, пластинкой нектарника с более длинным и тонким, крючкообразно согнутым шпорцем, а также семенами с крупными поперечными крыловидными морщинами в виде полупрозрачных плёнок и не входят в состав сборного вида, а относятся к особой подсекции. По-видимому, химически они также сильно отличаются, поскольку аконитин (главный алкалоид аконита), полученный из иссыккульского корня, отличается от аконитина, полученного из видов сборного цикла.