Гигантоклеточная опухоль кости была известна уже в древности, однако более подробное ее изучение началось в XIX веке. В процессе изучения высказывались различные взгляды на ее природу. Одни базируясь на общности анатомического строения гигантоклеточной опухоли и системных остеодистрофий, считают ее своеобразным дистрофическим процессом.
Другие авторы, учитывая способность гигантоклеточной опухоли кости к своеобразному автономному, порой безудержному росту, склонности к рецидивам и метастазированию, считают ее истинной опухолью.
Попытка объединить две противоположные точки зрения выражена в концепции, которая считает, что гигантоклеточная опухоль кости возникает на почве первичного дистрофического субстрата и в процессе своей эволюции приобретает черты доброкачественного, а иногда и злокачественного новообразования. В настоящее время рассматриваемое заболевание называют по разному: гигантоклеточная опухоль, остеобластома и остеобластокластома. Последняя точка зрения отражает стремление наиболее полно отразить патологоанатомические особенности данной опухоли.
Частота возникновения гигантоклеточных опухолей, по сообщениям различных авторов, колеблется в пределах от 4,8 до 36%.
Симптомы
Гигантоклеточная опухоль кости локализуется в подавляющем большинстве случаев в метаэпифизах длинных трубчатых костей в равной степени как у мужчин, так и у женщин, преимущественно в возрасте от 20 до 40 лет. Однако встречаются случаи заболевания в более молодом и пожилом возрасте. Излюбленной локализацией являются метаэпифизы костей, образующих коленный сустав (50 —70%). Кроме этого, могут поражаться кости предплечья, головка малоберцовой кости и плоские кости.
Гигантоклеточная опухоль кости, как и ряд других опухолей, характеризуется фазностью развития.
Выделены две основные фазы: литическая и трабекулярная.
Литическая фаза соответствует прогрессированию процесса, но под воздействием терапевтических мероприятий она может перейти в затихающую — трабекулярную фазу. Однако иногда протекающий вначале медленно процесс, после травмы или без видимых причин, переходит в литическую фазу и может приобрести злокачественные черты.
В начале развития гигантоклеточной опухоли кости появляются нерезкие и непостоянные боли, припухлость с усиленным венозным рисунком и нарушение функции близлежащего сустава. При пальпации опухоль может быть тугоэластичной, бугристой или флюктуирующей. Для диагностики заболевания решающую роль играет рентгенографическое исследование. Патологический очаг в литической фазе представляется в виде бесструктурного костного дефекта, расположенного в центре метаэпифиза или в его краевой зоне. При этом может наступить разрушение части вертикального слоя кости, и тогда опухоль выпячивается в мягкие ткани, не прорастая их. Эпифизарная пластинка остается обычно интактной. Границы опухоли со здоровыми участками кости обычно нечеткие.
Ячеисто-трабекулярная фаза процесса характеризуется образованием множественных трабекул, которые создают ячейки разного калибра, при этом определяются полиморфные обызвествления внутри опухоли.
Размеры опухоли могут превышать объем кости, однако вследствие медленного роста периост успевает продуцировать отграничивающую «скорлупу», и в конечном счете пораженный участок приобретает булавовидную, чаще асимметрическую форму. От здоровой кости опухоль отграничена достаточно массивным склеротическим валом.
Очень важной является проблема малигнизации гигантоклеточной опухоли. Злокачественное превращение гигантоклеточных опухолей наблюдали приблизительно в 2% случаев.
Малигнизация гигантоклеточных опухолей костей может проявляться в начальном периоде развития опухоли, при частых рецидивах, после патологических переломов, неоднократного кюретажа и нерациональной рентгенотерапии большими дозами.
В таких случаях появляются признаки активизации роста, усиливаются и становятся постоянными боли.
Диагностика
Рентгенологическая картина аналогична литической фазе доброкачественной гигантоклеточной опухоли кости и остеогенной остеолитической саркоме. Это обстоятельство вызывает большие дифференциально-диагностические затруднения. Вообще, необходимо подчеркнуть, что гигантоклеточная опухоль не имеет своей патогномоничной картины, так как существует много заболеваний костей, которые по клинико-рентгенологическим признакам сходны с гигантоклеточной опухолью. Наблюдаемая на рентгенограммах гигантоклеточной опухоли кости ячеисто-трабекулярная структура наблюдается также при костных кистах, фиброзной дисплазии, эозинофильной гранулеме, фиброме кости, ретикулосаркоме кости, хондросаркоме, хордоме и плазмоцитоме.
Гистологическое исследование также не может считаться решающим, так как гигантские одноядерные клетки и фибробласты встречаются не только при гигантоклеточной опухоли, но и при костных кистах, фиброзной дисплазии. Необходимая инцизионная биопсия может осложнить дальнейшее консервативное лечение, а патологогистологические детали в зависимости от места забора материала могут иметь доброкачественную, сомнительную или злокачественную структуру.
Только сопоставление всех видов исследования создает возможность правильного распознавания заболевания гигантоклеточной опухоли кости.
Макроскопическая картина гигантоклеточной опухоли кости зависит от ее «возраста». В начальной стадии развития ткань опухоли на разрезе может быть желтого, красного или серо-черного цвета. В дальнейшем в опухоли образуются серозные или геморрагические кисты различных размеров. Гигантоклеточная опухоль отличается своеобразным кровотоком, так как кровеносные сосуды находятся в периферических ее отделах.
В центре опухоли эритроциты находятся вне сосудов, что благоприятствует образованию серозных и геморрагических кист. Гистологическая картина характеризуется наличием овальных и веретенообразных одноядерных, многоядерных гигантских клеток с 50—200 ядрами. По мнению ряда авторов, одноядерные клетки обладают функцией остеобластов, а гигантские клетки — функцией остеокластов.
Описанные варианты гигантоклеточной опухоли выделены в настоящее время в отдельное заболевание: доброкачественную хондробластому, неостеогенную фиброму и аневризмальную костную кисту.
Лечение
Экскохлеация опухоли не обеспечивает достаточной абластики, ввиду того, что резекция гигантоклеточной опухоли кости не всегда предупреждает от рецидива, а также не во всех случаях обеспечивает сохранение функции конечности. Поэтому предпочтение отдают лучевой терапии и только при отсутствии эффекта рекомендуем прибегать к радикальному хирургическому вмешательству. Лучевое лечение гигантоклеточной опухоли кости применяется с первых лет открытия лучей Рентгена.
Методика лучевой терапии заключается в облучении пораженного отдела с нескольких полей, в зависимости от распространенности процесса, по одному полю в день по 100 —170 рад. При определении суммарной дозы необходимо учитывать протяженность опухоли, ее локализацию и реакцию на облучение.
Оптимальные суммарные дозы колеблются от 1750 до 3000 рад на очаг. Применение больших курсовых доз нерационально, так как они могут вызвать лучевые повреждения и возможно способствовать малигнизации. При возникновении рецидива проводится второй курс рентгенотерапии. Отсутствие эффекта после облучения свидетельствует о резистентности гигантоклеточной опухоли к лучевой терапии или о ее малигнизации. Это обстоятельство является основанием для радикального хирургического лечения. Лучевая терапия в этих случаях почти всегда обеспечивает выздоровление с сохранением функции конечности.
Кроме этого, применяют экскохлеацию или резекцию с последующей рентгенотерапией.
Результаты лечения больных с гигантоклеточными опухолями кости после применения различных методов почти идентичны. Излечение после хирургического лечения наблюдается у 81 % больных, после рентгенотерапии — у 74% и после комбинированного лечения (операция и лучевая терапия) — у 77%.
Прогноз при всех видах лечения всегда остается сомнительным, так как нет гарантии от рецидивирования и малигнизации опухоли.