Лечение базедовой болезни вначале всегда консервативное. Даже если хирургическое лечение становится необходимым, то и тогда предоперационная подготовка заключается в проведении лечебных и общеукрепляющих мероприятий, обычно применяемых в терапевтической практике (за исключением радиоактивного йода).
Срочная помощь больным становится необходимой в период тиреотоксического криза или комы. В этот период радикальные методы лечения исключаются (операция или I131), так как прежде всего следует вывести человека из тяжелейшего состояния. При этом обычно применяются повторные внутривенные вливания 40% раствора глюкозы с аскорбиновой кислотой, введение щелочей (двууглекислая сода внутрь или при рвоте в клизме, боржом), пирамидон, фенацетин, инсулин (по 5—10 единиц) при условии усиленного питания и введения углеводов, вдыхание кислорода. Особенно большое значение имеет применение препаратов коры надпочечника (кортизона, гидрокортизона), а также седативных и при возбуждении снотворных средств (люминал, веронал, бромиды, хлоралгидрат, промедол). Такие средства, как морфин, пантопон и другие наркотики, применять при базедовой болезни опасно. Из сердечных средств показаны препараты валерьяны и дигиталиса. Могут оказаться полезными хинидин, кордиамин, а иногда и ганглиоблокирующие средства у особо возбужденных больных. Строгий постельный режим, свежий воздух, высококалорийная, богатая витаминами и углеводами диета обязательны. Некоторые врачи рекомендуют большие дозы раствора Люголя, а Н. А. Шерешевский — микродозы йода в пилюлях с валерьяной ц люминалом. Можно применять и дийодтирозин. Безусловно запрещается курение. Огромное значение имеет (при достаточной контактности больных) психотерапия — внушение уверенности в выздоровлении. Указанные методы лечения варьируют зависимо от особенностей течения и частично могут быть использованы при лечении базедовой болезни в острой и хронической формах, но нередко с присоединением и некоторых других лекарств и мероприятий в зависимости от стадии процесса.
В начале заболевания значительное внимание следует уделять профилактике его дальнейшего развития. Своевременное лечение нередко обеспечивает выздоровление и нормальную трудоспособность. По мере развития висцеропатической стадии и появления осложнений и изменений необратимого характера прогноз ухудшается, может наступить инвалидность (остающаяся иногда даже после успешной операции, устранившей тиреотоксикоз) и даже смерть. Экзофтальм иногда и после операции полностью не исчезает, остаются и другие «следы» базедовой болезни. Внезапная смерть может быть даже при случайно присоединившемся остром заболевании (ангина) и в течение вынужденного (перед применением радиоактивного йода) перерыва в лечении йодистыми препаратами. При правильном лечении из состояния криза или комы нередко удается вывести, казалось бы, безнадежных больных, подготовить их к операции и добиться выздоровления.
Консервативное лечение базедовой болезни
Консервативное лечение заключается в создании режима покоя для человека, усиленного питания; необходим также режим труда, отдыха, сна. При достаточной трудоспособности прекращение привычной работы часто нежелательно. В некоторых случаях хорошие результаты дает полная перемена обстановки с устранением факторов, вызвавших заболевание. Не исключается отдых на море. Вредно перегревание на солнце, особенно в летние месяцы. Для истощенных больных рекомендуются малые дозы инсулина. При комплексном лечении больных йод обычно применяется в микродозах. Значительно лучшие результаты дает дийодтирозин, применяемый без перерывов в течение 3 месяцев с постепенным (при улучшении состояния) снижением дозы с трижды в день до 1 таблетки через день (по 0,05 г). Комплексное лечение в I и II стадии заболевания может предотвратить развитие III стадии; не исключается улучшение и даже выздоровление (очень редко) в III и IV стадии.
Производное тиоурацила—6-метилтиоурацил назначается вначале по 0,25 г (таблеттировано) 3 раза в день; потом доза уменьшается, доводится до «поддерживающей» микродозы при обязательном контрольном исследовании крови каждые 10 дней. При лечении метил- тиоурацилом возможны осложнения: лейкопения, гранулопения и агранулоцитоз, рвота, подъем температуры, аллергическая сыпь.
Большинство эндокринологов считает, что при современной методике хирургического лечения базедовой болезни в применении метил-тиоурацила перед операцией нет необходимости. Лечение антитиреоидными препаратами усложняет оперативное вмешательство: щитовидная железа часто увеличивается, становится рыхлой и легко рвущейся (вследствие развивающихся гиперпластических процессов), во время операции отмечается повышенная кровоточивость, развиваются послеоперационные гематомы.
Результаты лечения метилтиоурацилом часто незначительны и только отдаляют радикальное лечение, причем щитовидная железа остается увеличенной. Тиреотоксические нарушения проницаемости капилляров увеличиваются, появляются одутловатость тканей, отечность вокруг глаз, экзофтальм сохраняется, а иногда даже увеличивается. Положительные результаты лечения нередко оказываются нестойкими, и часто наступают рецидивы заболевания. Препараты типа тиоурацила противопоказаны при больших размерах зоба, лейкопении, диабете, заболеваниях печени, при беременности, наличии узлов в щитовидке.
Лечение радиоактивным йодом представляет собой «субтотальную тиреоидэктомию без ножа». Радиоактивный йод можно применять по преимуществу у больных с небольшим увеличением щитовидки, особенно у пожилых, при рецидивах. Радиоактивный йод противопоказан 3 месяца после приема препаратов йода и брома, при узлах в щитовидной железе, беременности, в молодом и детском возрасте, а также при лейкопении н признаках снижения функции коры надпочечников.
Рентгенотерапия при базедовой болезни применяется редко. Облучение щитовидки, как и области гипофиза и межуточного мозга, дает непостоянные результаты и по эффективности уступает упомянутым выше методам. Облучение области межуточного мозга в сочетании с применением антибиотиков и уротропина может быть очень эффективным при энцефалите, вызывающем тиреотоксикоз.
Хирургическое лечение базедовой болезни
Показания к операции. В современном комплексном лечении диффузного зоба операция при соответствующих показаниях является завершающим этапом, в котором консервативные методы, бывшие основными, в процессе подготовки и проведения хирургического лечения становятся вспомогательными.
Поскольку консервативное лечение не следует противопоставлять хирургическому, и оба метода служат цели восстановления здоровья и трудоспособности больного, необходимо своевременно использовать радикальный метод лечения, т. е. операцию.
В настоящее время считается общепризнанным, что хирургическое лечение токсического диффузного зоба является наиболее верным эффективным методом, в короткий срок дающим выздоровление и восстановление трудоспособности. Особенно важным является правильное установление показаний к операции при таком состоянии больного, когда изменения, вызванные тиреотоксикозом, являются обратимыми, а применяемые для лечения средства не вызвали вредных последствий.
Терапевты, интернисты или эндокринологи, у которых больные обычно начинают лечение, должны сами вовремя ставить вопрос о показаниях к операции когда консервативное лечение не дает выздоровления. Последнее не должно быть слишком продолжительным, так как не следует считать, что оперативное вмешательство возможно в любое время. Иногда думают, что операция показана лишь, когда все существующие средства использованы, причем нередко улучшение состояния ошибочно расценивается как начало полного выздоровления, а ремиссия в течении заболевания дает основания при рецидиве тиреотоксикоза снова применять те средства, действие которых было уже достаточно эффективным. Нельзя удовлетворяться «подлечиванием» больных базедовой болезнью, необходимо добиваться полного излечения.
Раньше считалось обычным рекомендовать операции при базедовой болезни зависимо от тяжести состояния, сроков заболевания и лечения. Это неправильно, так как хирургу передавали преимущественно очень тяжелых больных, с глубокими изменениями внутренних органов. К установлению показаний к операции при базедовой болезни следует подходить не только зависимо от результатов применяемого лечения и не столько от тяжести и сроков заболевания, сколько от его формы, течения и стадии. В одном случае своевременной будет операция уже через 1—2 месяца с начала острой формы заболевания при нарастании его симптомов, несмотря на правильное лечение. В другом случае своевременной следует признать операцию даже через несколько лет у больных с легким тиреотоксикозом, но с начинающимися признаками висцеропатических последствий тиреотоксикоза, часто выражающихся появлением признаков сердечной недостаточности. В третьем случае своевременной будет операция у больного, аккуратно лечившегося с хорошими результатами, но при внезапном обострении заболевания или после тиреотоксического криза, вызванного, например, гриппом, ангиной или перегреванием на солнце. Установлению показаний к хирургии при базедовой болезни помогает схема, позволяющая рассматривать больного в динамике течения заболевания. Ясно, что в первой стадии, трудно отличимой от состояния вегетоневроза, операция не показана. Во второй, нейро-гормональной, стадии, когда усиливаются основные симптомы тиреотоксикоза, несмотря на лечение, падает трудоспособность и намечается переход в третью стадию, показания к операции становятся абсолютными. Операция остается показанной не только в третьей, но и в четвертой стадии, хотя при этом она часто становится «операцией отчаяния», являясь единственным возможным, пусть даже запоздалым средством спасения подобных больных. Применение радиоактивного йода в таких случаях является иногда более опасным, чем операция. Опасность применения I131 зависит от усиления пострадиационного тиреотоксикоза вследствие действия распада ткани железы, отчего может наступить смерть через 2-4 недели и даже позднее.