Хотя в области крестца, копчика и ягодиц довольно часто возникают «банальные» нагноения типа пиодермии, фурункула, флегмоны, что связано, в основном, с травмами и с пренебрежением элементарными правилами гигиены, проктологам широко известны абсцессы этой области, связанные с нагноением эпителиального копчикового хода. Эта врожденная кожная аномалия, давно и подробно описанная (В.Л. Ривкин, 1961), возникает в связи с неполной редукцией хвостовых мышц, от которых остается рудиментарная, но плотная связка (lig. caudale), фиксирующая кожу к копчику. При нормальном развитии у ребенка подкожной жировой клетчатки этот фиксированный к кости участок кожи погружается и формируется узкий эпителиальный канал — копчиковый ход. Нормальные дериваты кожи — волосы, выделения сальных и потовых желез — в просвете узкого хода часто нагнаиваются из-за инфицирования их содержимым расположенного рядом заднего прохода. Особенно характерно нагноение пучка таких волос в просвете копчикового хода, почему заболевание и получило название «гнездо волоса» (pylonidal sinus). Проктологам хорошо известно, что при жалобах на боли и частые нагноения в области копчика в подавляющем большинстве случаев, особенно у лиц с избыточным оволосением тела, речь идет именно о гнойном осложнении копчикового хода. При физикальном обследовании по средней линии крестцово-копчиковой области, непосредственно над краем ануса обнаруживается отверстие или одно за другим несколько точечных отверстий с торчащими из них тонкими кисточками волос.
Больные с абсцессами копчикового хода в отделениях неотложной проктологии занимают второе место после острого парапроктита, а на амбулаторном приеме каждый десятый проктологический больной — носитель нагноившегося копчикового хода. Абсцесс возникает при закупорке наружного отверстия хода, чаще всего из-за нарушений правил туалета после дефекации, а также после травм этой области (профессиональные водители). Нагноение обычно локализуется не по средней линии, где литическому действию гноя противостоит плотная хвостовая связка, а сбоку от нее. Простое вскрытие таких абсцессов приводит к рецидиву у 70-72% больных, ибо остается источник инфекции — первичное отверстие (отверстия) копчикового хода. Специально проведенные многочисленные анатомо-клинические исследования (В.Л.Ривкин, В.Б.Александров, 1972; Б.Л.Канделис, 1980) выяснили почти все факторы патогенеза и клинику этих нагноений, но остается проблема лечения ран, иногда довольно обширных, после вскрытия абсцессов. Главное в радикальной хирургии эпителиального копчикового хода — ликвидация его первичного отверстия , расположенного над самым краем заднего прохода.
В хронической стадии процесса, т.е. при крестцово-копчиковых свищах на почве эпителиального хода, плановые операции иссечения свища (свищей) и самого хода обычно заканчиваются подшиванием краев раны к ее дну, лучше всего специальными швами в шахматном порядке, но при остром нагноении методика лечения таких ран до сих пор дискутируется. Опыт показывает, что открытое лечение этих ран с относительно длительными сроками их заживления в итоге дает лучшие результаты чем различные попытки их ушивания. Многочисленные методы закрытия этих ран (Н.М.Блинничев с соавт., 1985; А.М.Коплатадзе с соавт., 1996; О.П.Кургузов с соавт., 2000), как непосредственно во время операции,так и отсроченно (Э.Алекперов, 2002), вряд ли рациональны, ибо постоянное инфицирование нижнего угла раны, расположенного почти у края ануса, сводит на нет все такие попытки. При открытом ведении раны с этой опасностью можно бороться путем тщательной их обработки после каждой дефекации, защищая нижний угол раневой поверхности от прямокишечного содержимого. Ушивание таких ран, в какой бы форме оно ни производилось, резко затрудняет сохранение стерильности этого нижнего участка, швы очень часто приходится снимать и вести рану открыто. Дискуссия продолжается, но многие склоняются к открытому ведению ран у таких больных. К примеру, Кедег (1999) после 88 операций по поводу копчикового хода в 69% выявил раневые осложнения, которые объяснил закрытыми методами их лечения.