3 декабря отмечается международный день инвалидов, не многочисленных российских пенсионеров, в старости по собственному желанию влившихся в сообщество для получения от государства социальной поддержки. А день тех, кто либо утратил трудоспособность, либо никогда её не имел. Из 1.2 миллиона московских инвалидов 33 тысячи дети-инвалиды, 39 тысяч — молодые люди и 252 тысячи взрослые трудоспособного возраста. Хочется надеяться, что когда-нибудь, когда государство сможет выплачивать нормальную пенсию, вся социальная поддержка, преимущественно разбираемая «инвалидами по старости», пойдёт на реальную помощь настоящим инвалидам.
Среди множества ООНовских и ВОЗовских памятных дней, по большей части бессмысленных и абсурдных, типа дня менопаузы, день инвалидов отличен. Мы, здоровые, виновны перед инвалидами уже тем, что не желаем их видеть рядом с нами. В глубине души признаём, что их появление всегда вызывает неприятное чувство и портит настроение. Даже восторг от спортивных и человеческих подвигов параолимпийцев не позволяет избежать горестного комка в горле. Вероятно, так защищается наша психика, допускающая возможность стать таким же беспомощным калекой. Возможно, глубоко запрятанная внутрь себя человечность, скорбит о невозможности помочь увечному.
Российские чиновники до программы «Доступная среда» помогали нам, сильным и здоровым, не встречаться с инвалидами, делая их совершенно домашними, значит незаметными. Сейчас что-то поменялось: появилась жёлтая разметка на тротуарах, пандусы в подъездах, звуковые сигналы светофора, стоянки автотранспорта и подъёмники в автобусах, а по-прежнему инвалидов мало на улицах, почти нет в классах и офисах. Наша среда обитания для инвалидов всё также неприступна, потому как не удаётся преодолеть 5 ступенек на выходе. А появление инвалида в семье до самой его смерти – непрерывная череда горести и нищеты. Совсем недавно стала приоткрываться нам жизнь детей-инвалидов в интернатах, страшные преступления персонала.
Сегодня в системе детских интернатов стационарного типа работает 4 тысячи врачей и 12 тысяч вспомогательного персонала. В Общественной палате подняли вопрос освобождения медицинского персонала стационарных интернатов от власти директоров учреждений, что позволит врачам не скрывать преступные действия воспитателей-иродов. И члены ОП признали целесообразность вывода медиков из подчинения органов образования, соцзащиты, из подчинения дирекции интернатов, чтобы стали они сотрудниками нормальных медицинских организаций, чтобы не были оторваны от профессиональной среды, имели возможность повышения квалификации и право защищающего подопечных голоса.
В Париже один из прекраснейших памятников архитектуры носит неблагозвучное для россиянина имя Дом инвалидов. Его начали строить в 1670 году по велению короля Людовика XIV, роскошный дворец должен был принять увечных и состарившихся солдат. Первые полторы тысячи ветеранов заселились в октябре 1674 года, в конце XVIII века Дом инвалидов превратился в город в миниатюре, где жило четыре тысячи ветеранов. Возможно, король хотел упрятать калек за высокими стенами, но на самом деле, он построил им маленький мир, где у каждого была тарелка лукового супа, достойная работа и государственная забота — среда обитания равных среди подобных. А великолепие Дома инвалидов меняло отношение здоровых французских граждан к увечным.
Наша среда не станет доступной для инвалидов, пока мы, здоровые и сильные, не изменим своё сознание.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.