Пункция брюшной полости проводится при обследовании больных с заболеваниями живота.
Пункции органов имеют сравнительно небольшое значение. Совсем редко хирурги прибегают к пункции печени, так как она не представляет большой пользы для диагноза. Пункцию селезенки делают при увеличении селезенки. Пункцию производят тонкой длинной иглой в левом подреберье. Больного просят глубоко вздохнуть и задержать дыхание. Иглою прокалывают брюшную стенку и попадают в переднюю поверхность селезенки на середине расстояния между ее внутренним и наружным краями. Игла должна проникнуть в селезенку на 3—4 см. Сразу же шприцем насасывают селезеночный сок и выдвигают иглу назад. Полуненные при пункции из селезенки мазки позволяют судить о картине изменений в ней (лимфаденоз, миелоидная метаплазия, лимфогранулематоз).
Пункция брюшной полости в диагностической целью
Пункцию брюшной полости с диагностической целью производят при наличии жидкости в полости брюшины. Больному придают полусидячее положение. Предварительно опорожняют мочевой пузырь. Пункцию делают по средней линии живота посередине расстояния между пупком и симфизом или в середине линии, соединяющей пупок и гребни подвздошной кости. Предварительно следует убедиться в наличии в месте предполагаемой пункции резкого притупления. Кожу на месте прокола смазывают йодом и анестезируют впрыскиванием 0,5% новокаином. При проколе троакаром предварительно следует надсечь кожу на участке в 0,5 см. При введении троакара хирург ощущает преодоление сопротивления брюшной стенки и проникновение стилета в брюшную полость. После извлечения мандрена (стилета) сразу же из троакара начинает вытекать жидкость. Жидкость выпускают медленно, во избежание гиперемии ex vacuo сдавливают живот полотенцем, в противном случае возможно резкое падение кровяного давления. Асцитическую жидкость подвергают лабораторному исследованию для определения в ней примеси крови, желчи, содержания белка; исследуют осадок после центрифугирования (гнойные тельца, опухолевые элементы). При содержании в жидкости белка до 3% она оценивается как транссудат, а при большем количестве белка — как экссудат.
Пункция и удаление из брюшной полости жидкости значительно облегчают последующее ощупывание органов живота. При вялой брюшной стенке после удаления жидкости удается хорошо определить наличие в животе патологических образований. Но нельзя рассматривать прокол живота как безопасное вмешательство: описаны повреждения прилегающей и приросшей к передней брюшной стенке петли кишечника.
Если из троакара начинает выделяться газ и кишечное содержимое, показана немедленная лапаротомия и зашивание поврежденной кишки. Опасность инфицирования живота при выпускании асцита в настоящее время невелика. Если хирург не уверен в асептичности, следует ввести в живот раствор антибиотика.
Пункцию гнойников брюшной полости и, в частности, субдиафрагмальных абсцессов хирурги теперь применяют все реже и реже. При рентгенологическом обследовании такие гнойники диагностируются довольно хорошо, что устраняет необходимость, пункции. При последней всегда имеется опасность пройти иглой через малоизмененные ткани и органы и повредить их.
Самая большая опасность при диагностической пункции абсцессов живота — это обсеменение инфекции по всей, полости.
Если при пункции брюшной полости обнаружен гной, необходимо тут же делать операцию, оставив в полости абсцесса иглу. Абсолютно следует запретить пункции брюшной полости при подозрении на эхинококковые кисты в органах живота во избежание обсеменения эхинококком самой брюшной полости.