Уже в 1927 г. в США были приняты правила, согласно которым на упаковках продуктов, содержащих щелочи и кислоты, должна быть предупредительная маркировка. Поскольку, как выяснилось, от ожогов кислотами и щелочами чаще страдают дети, в Федеральном законе о маркировке опасных веществ от 1960 г. и Законе об упаковках для токсичных веществ от 1970 г. было записано, что все кислоты и щелочи с концентрацией более 10% должны иметь недоступную для детей упаковку. В 1973 г. эта концентрация была снижена до 2%.
У детей ожоги кислотами и щелочами обычно бывают связаны со случайным отравлением бытовыми продуктами. У взрослых возможно как случайное, так и умышленное употребление бытовых или промышленных продуктов, содержащих кислоты и щелочи. На долю детей приходится 39% госпитализаций по поводу отравления едкими веществами, однако среди тех, кому требуется лечение, взрослые составляют 81%.
Патофизиология ожогов щелочами и кислотами
К едким относятся вещества, вызывающие при контакте с тканями как функциональные нарушения, так и органические повреждения. Обычно едкие вещества делят на кислоты и щелочи. Кислота — донор протонов, она вызывает существенные повреждения тканей при pH < 3. Щелочь является акцептором протонов и вызывает существенные повреждения тканей при pH > 11. Хлорид цинка и фенол способны вызвать тяжелые ожоги несмотря на то, что обладают близким к нейтральному значением pH. Степень повреждения тканей зависит от длительности контакта с едким веществом, его способности проникать в ткани, количества, pH и концентрации, а также ряда других факторов. Нейтрализация кислот и щелочей происходит за счет самих тканей и приводит к высвобождению тепловой энергии, еще более усиливающей ожог.
При контакте с щелочами гидроксид-ионы проникают в ткани, вызывая так называемый колликвационный (влажный) некроз. При этом происходит разрушение белков, распад коллагена, омыление жиров, эмульсификация клеточных мембран, тромбоз мелких сосудов и гибель клеток. В считанные секунды возникают отек и покраснение, а затем развивается воспалительная реакция.
При контакте с кислотами, наоборот, ионы водорода вызывают обезвоживание клеток эпителия, что приводит к образованию струпа и развитию коагуляционного некроза. Возникают отек и покраснение, отслойка эпидермиса слизистых, изъязвление и омертвение тканей. Анионы, образующиеся при диссоциации кислот, действуют как нуклеофильные агенты, еще сильнее повреждая ткани.
Классификация и последствия химических ожогов кислотами и щелочами
Степень тяжести ожогов пищевода определяют при эндоскопии. Классификация ожогов пищевода такая же, как ожогов кожи. При ожоге 1 степени наблюдается лишь гиперемия или отек слизистой без образования язв. При ожогах 2 степени поражаются более глубокие слои пищевода, образуются язвы, выделяется экссудат. Выделяют ожоги степени 2а, когда поражена лишь часть окружности пищевода, и ожоги степени 2б, когда поражена вся его окружность. Ожоги 3 степени — это глубокие язвы и некроз с вовлечением окружающих пищевод тканей.
Повреждение тканей и последующее заживление при химическом ожоге пищевода проходят несколько стадий. По мере заживления раны образуются новые кровеносные сосуды, происходит пролиферация фибробластов, синтез коллагена, замещение погибших тканей грануляционной тканью. Стадия заживления длится до 8 нед и может привести к укорочению пищевода. Если ожог был достаточно глубоким, происходит постепенное сужение просвета пищевода. Образование грубых рубцов может через несколько недель или месяцев привести к стриктуре пищевода, дисфагии и нарушениям питания. При ожогах I степени стриктуры не образуются. При ожогах II степени, охватывающих всю окружность пищевода, стриктура развивается примерно в 75% случаев. При ожогах III степени стриктуры возникают всегда, кроме того, велик риск перфорации пищевода.
Симптомы ожогов кислотами и щелочами
Едкие вещества могут вызвать химические ожоги ЖКТ, дыхательных путей, глаз и кожи, сопровождающиеся сильной болью. Большинство смертельных исходов и поздних осложнений связаны с приемом едких веществ внутрь.
Первые симптомы при попадании внутрь кислот или щелочей, как правило, сходны у всех пострадавших: сильная боль в области губ, роговой полости, горла, груди и живота. Отек и ожоги ротоглотки вызывают слюнотечение и могут быстро привести к обструкции дыхательных путей. При поражении пищевода отмечаются дисфагия и боль при глотании, при поражении желудка — боль в эпигастрии и рвота кровью.
Поражение дыхательных путей может быть следствием вдыхания едких веществ или же аспирации рвотных масс; характерны охриплость, стридор и дыхательные нарушения. Возможны эпиглоттит, отек и изъязвление гортани, пневмонит и нарушения газообмена. Метаболический ацидоз, обусловленный повышением концентрации в крови лактата вследствие некроза тканей или нарушений гемодинамики, может вызвать компенсаторные тахипноэ и гипервентиляцию.
Признаки тяжести поражения
По данным крупных исследований, поражение ЖКТ не всегда сопровождается видимым ожогом слизистой щек, губ или ротоглотки. Более чем у трети детей без таких поражений при эндоскопии выявляют ожог пищевода. Пальпация живота также не позволяет оценить тяжесть ожога: даже при опасном для жизни поражении ЖКТ живот может быть безболезненным, особенно при отравлении кислотой. В то же время у детей при отравлении щелочью наличие двух или более таких симптомов, как рвота, слюнотечение и стридор, с большой вероятностью указывает на тяжелый ожог пищевода. При наличии стридора вероятность такого ожога составляет почти 100%. Наоборот, в отсутствие таких симптомов вероятность тяжелого поражения пищевода низка.
При умышленном приеме внутрь едких веществ эндоскопию, как правило, выполняют в обязательном порядке. Однако у детей при неумышленном отравлении, отсутствии симптомов и беспрепятственном приеме жидкости можно ограничиться наблюдением.
Хотя риск злокачественных новообразований после химических ожогов ЖКТ изучен недостаточно, после умеренных и тяжелых ожогов пищевода риск рака в 1000 раз выше, чем среди населения в целом, причем иногда опухоли развиваются спустя 40 лет. Таким больным показано периодическое проведение эндоскопии.
Диагностика ожогов
Лабораторные исследования
При подозрении на отравление щелочами или кислотами обязательно измеряют pH крови, определяют группу крови, резус-фактор и проводят пробу на индивидуальную совместимость крови, измеряют уровень гемоглобина, показатели свертывания крови и концентрации электролитов в плазме, делают общий анализ мочи. Увеличение ПВ и АЧТВ, а также снижение pH артериальной крови ниже 7,22 указывают на тяжелое отравление. Всасывание недиссоциированных кислот через слизистую желудка может усугубить ацидоз. При отравлении соляной кислотой, диссоциирующей на ионы водорода и хлора, развивается гиперхлоремический метаболический ацидоз с нормальным анионным интервалом. Другие кислоты, например серная, вызывают метаболический ацидоз с увеличенным анионным интервалом, поскольку сульфат при расчете анионного интервала не учитывается. Щелочи из ЖКТ не всасываются. При отравлении щелочами некроз тканей может привести к метаболическому ацидозу, обусловленному повышением сывороточной концентрации лактата.
Лучевая диагностика
Рентгенография грудной клетки и живота, проведенная в острой стадии ожога кислотой или щелочью, помогает выявить явные признаки перфорации пишевода или желудка. Они включают пневмомедиастинум, пневмоперитонеум и плевральный выпот. КТ выявляет перфорацию полых органов гораздо лучше рентгенографии. Ее проводят в случае тяжелых ожогов и тогда, когда не удалось вовремя выполнить эндоскопию или нет возможности это сделать. К сожалению, ни рентгенография с контрастированием, ни КТ с контрастированием не обладают достаточной чувствительностью и специфичностью для выявления менее тяжелых повреждений слизистой пищевода. В основном методы лучевой диагностики применяют в качестве неинвазивных методов долговременного наблюдения. Например, рентгенографию с контрастированием выполняют через несколько недель или месяцев после химического ожога для выявления стриктур пищевода.
Эндоскопия при ожогах кислотами и щелочами
Эндоскопию следует проводить не позднее чем через 24 ч после отравления, а лучше в первые 12 ч. По данным многочисленных клинических наблюдений, в этот период исследование безопасно. Эндоскопия дает возможность быстро уточнить диагноз и оценить прогноз, позволяет быстро выписать тех больных, у кого нет признаков ожога ЖКТ или эти признаки минимальны, дает возможность быстрее наладить зондовое питание, точнее подобрать режим лечения. Начиная со 2-х суток после отравления проводить эндоскопию не рекомендуется, а с 5-х суток и до окончания 2-й недели она противопоказана, поскольку именно в это время прочность тканей в месте ожога минимальна и выше всего риск перфорации.
В одном из проспективных исследований эндоскопии при химических ожогах пищевода и желудка были разработаны следующие рекомендации:
продвигать эндоскоп лишь после осмотра пищевода;
сводить к минимуму подачу воздуха;
в отсутствие тяжелых ожогов пищевода (особенно охватывающих весь его просвет) проводить эндоскоп в желудок;
следить за тем, чтобы эндоскоп в пищеводе не отклонялся и не перегибался назад.
Даже в отсутствие ожогов пищевода возможны тяжелой некроз и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Если эндоскопическое исследование приходится прервать из-за ожогов пищевода. Но или III степени, для визуализации остальных органов ЖКТ проводят рентгенографию с барием, КТ, а иногда прибегают к хирургическому вмешательству.
Лечение ожогов кислотами и щелочами
Неотложные мероприятия при ожогах
Прежде всего оценивают состояние дыхательных путей и обеспечивают их проходимость. При осмотре голосовых связок с помощью ларингоскопа можно выявить признаки начинающейся обструкции дыхательных путей. Эффективность дексаметазона при отеке верхних дыхательных путей не исследовалась, однако большинство врачей при подозрении на это осложнение назначают дексаметазон в/в — взрослым 10 мг, а детям из расчета 0,6 мг/кг, но не более 10 мг. Важно постоянное наблюдение, позволяющее вовремя выявить признаки отека верхних дыхательных путей — такие как стридор или изменения тембра голоса. В этом случае проводят интубацию трахеи, поскольку отек может развиться за несколько часов или даже минут. Если промедлить, то интубация трахеи или ИВЛ дыхательным мешком с маской могут быть осложнены или даже невозможны. По возможности следует проводить именно интубацию, поскольку и коникотомия, и трахеостомия могут стать помехой, если потребуется операция на пищеводе. Интубацию лучше осуществлять под контролем прямой ларингоскопии либо фиброларингоскопии. Назотрахеальная интубация вслепую категорически противопоказана. Миорелаксанты назначать не следует, поскольку отек верхних дыхательных путей и кровотечение могут препятствовать ИВЛ дыхательным мешком с маской.
Обеспечив проходимость дыхательных путей, устанавливают венозный катетер большого диаметра и начинают инфузионную терапию. Выход внутрисосудистой жидкости в третье пространство может привести к артериальной гипотонии. Объем инфузионной терапии определяют эмпирически, периодически оценивая ЦВД, в том числе по набуханию шейных вен.
Удаление, разведение и нейтрализация кислот и щелочей
Прежде всего тщательно промывают кожу, а при необходимости также глаза пострадавшего большим количеством воды, чтобы удалить остатки едкого вещества и обезопасить от ожога других больных и персонал. Разведение кислот и щелочей водой имеет смысл лишь в первые минуты после отравления. Если ребенок отказывается пить, принуждать его пи в коем случае нельзя. Обычно к разведению прибегают лишь тогда, когда нет рвоты, обструкции дыхательных путей, жалоб на сильные боли в горле, груди или животе и пострадавший в сознании. При наличии тошноты, слюнотечения, стридора или вздутия живота этого делать нельзя, поскольку можно спровоцировать рвоту.
Возможность удаления кислот и щелочей при ожогах из ЖКТ обычно ограничена. Вызывать рвоту не рекомендуется, а адсорбция кислот и щелочей активированным углем незначительна. В случае умышленного приема внутрь большого количества кислоты, если с момента отравления прошло не более 30 мин и не было самопроизвольной рвоты, можно попытаться удалить кислоту путем отсасывания желудочного содержимого через осторожно введенный тонкий назогастральный зонд. При ожогах щелочами это противопоказано.
Хлорид цинка и сулема являются исключением из общего правила в отношении удаления едких веществ из ЖКТ. Обе соли не только вызывают химические ожоги, но и обладают смертельно опасным системным токсическим действием, обусловленным катионами цинка и ртути соответственно. По сравнению с этим действием местный повреждающий эффект отходит на второй план, поэтому необходимо активное удаление данных солей из ЖКТ путем осторожного отсасывания желудочного содержимого через назогастральный зонд и назначения активированного угля.
Не следует пытаться нейтрализовать кислоты и щелочи при ожогах. Образование газа и выделение тепла при экзотермической реакции может усилить повреждение тканей.