Многим врачам приходится выставлять диагноз «методом исключения».
В принципе, этот метод очень широко используется во всех специальностях медицины. В процессе постановки диагноза вначале исключаются самые потенциально опасные заболевания. У кардиологов — инфаркты, желудочковые аритмии, у пульмонологов — онкологические, пневмонии и обструктивные заболевания, у гастроэнтерологов — язвы, опухоли, у хирургов — перитониты, переломы костей, разрывы органов и так далее.
Но есть такие заболевания, диагноз которых может быть поставлен ТОЛЬКО методом исключения.
Как правило, этиология их не изучена, неизвестна, и так далее. К счастью это сравнительно редкие нозологии, например: саркоидоз, синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, фибромиалгия (?), хроническая рецидивирующая крапивница. Этот список может быть продолжен.
По сути, ситуации, не подходящие ни под одно из заболеваний — с четкими симптомами, этиологией и лечением — разрешаются такими диагнозами.
Как по вашему, коллеги, есть ли перспективы, пусть отдаленные, относительно того, что эти заболевания будут исследованы?
Не кажется ли вам, что за ними стоят доселе неизвестные возбудители или неописанные ранее формы известных болезней? Есть ли у вас свои версии их этиологии?
Как часто вам приходится выставлять подобные диагнозы?
«Как по вашему, коллеги, есть ли перспективы, пусть отдаленные, относительно того, что эти заболевания будут исследованы?»
Думаю, перспективы всегда есть.
«Не кажется ли вам, что за ними стоят доселе неизвестные возбудители или неописанные ранее формы известных болезней?»
За подобными заболеваниями однозначто стоит что-то неизвестное, но гадать в пустоту невозможно, нужны исследования.
«Как часто вам приходится выставлять подобные диагнозы?»
Таких страшных диагнозов, как саркоидоз, фибромиалгия, конечно, ставить не приходилось.
В хирургии пожалуй самый частый диагноз «методом исключения» — это «абдоминальная колика», что однако иногда оказывается просто результатом недостаточной диагностикой (по объективным и необъективным причинам) — в последствии это может неожиданно казаться опухолью, мочекаменной болезнью, прочим.
Срибному В.В. Спасибо за Ваш комментарий! Неоднозначным этапом в постановке «такого» диагноза, также, является сам момент прекращения диагностических поисков.
Прекращение жалоб или купирование симптомов, как правило, служит поводом к выписке с последующим «наблюдением». Поскольку «наблюдение» при этом ведет сам пациент, то шансы, что он обнаружит у себя ранние симптомы — ничтожны. Некоторые месяцами лечатся от синдрома раздраженного кишечника, а в итоге обнаруживается опухоль с отдаленными метастазами.
И, по всей видимости, этот сценарий никак нельзя изменить. Не назначать же анализы на все онкомаркеры…
Если ответить на поставленный вопрос с юмором, то «были бы лекарства — болезни к ним найдутся»….А если серьезно….не ко всем сразу, но постепенно, думаю, с этиологией конечно же разберутся, иначе быть не может…. И, как не парадоксально, помогают в этом исследования, проводимые под эгидой серьезных фармфирм (и в доле шутки афоризма в начале, есть доля….правды).
Единственно, иногда открытие какого-либо агента вызывает массовое им «увлечение», пока не найдется что-то новенькое…