Распознавание и лечение рецидива рака желудка после операции остается сложной задачей, зависящей от множества факторов.
Тип рецидивирования зачастую можно предсказать на основании стадии первоначальной болезни. Рак, не пенетрировавший брюшину, рецидивирует позднее, обычно в виде метастазов в печень или отдаленных метастазов. Новообразование, проросшее серозную оболочку, часто рецидивирует рано, в пределах ложа желудка, на брюшинной поверхности.
Способ рецидивирования отличается при серозонегативном (Т1 и Т2) и серозопозитивном (Т3 и Т4) раке желудка. Серозопозитивный рак имеет тенденцию к ранним рецидивам (в течение 2 лет) в пределах брюшной полости, особенно в ложе желудка. Рецидивы серозонегативного рака возникают обычно позже и проявляются чаще всего как гематогенные метастазы, а не как локальные рецидивы (при условии, что все локальное заболевание было удалено).
Мы не обнаружили рандомизированных исследований различных протоколов отдаленного наблюдения. Не вызывает сомнений тот факт, что у большинства больных с поздним раком желудка сохраняются микроскопические очаги опухоли после «излечивающей» операции, и через какое-то время они должны проявиться как рецидив рака. До сих пор неясно, значимо ли выявление бессимптомных рецидивов рака желудка после операции для выживаемости (или, что важнее, для улучшения качества жизни больного). Поэтому споры о месте последующего наблюдения за больным не утихают. Недавние исследования продемонстрировали, что раннее распознавание рецидивов, даже при условии активного их лечения, не влияет на выживаемость в целом. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы установить наилучший метод выявления ранних рецидивов. Также необходим способ оценки эффектов раннего лечения (до того момента, как рецидив вызовет значительную симптоматику).
В настоящее время понимают, что наблюдение за больными в динамике после операции необходимо по другим сложным причинам, зачастую — для психологической поддержки больных и их семей. Роль клинической медицинской сестры особенно важна в этой фазе продолжающегося лечения больного.
Хотя в некоторых случаях редицива рака желудка после операции и необходимо проведение лучевого лечения и химиотерапии, большинство больных с клинически выраженными рецидивами получают симптоматическое лечение. По поводу обтурационной кишечной непроходимости рационально выполнение повторной операции, в том числе и по той причине, что у некоторых больных будет обнаружено, что обструкция вызвана не опухолью, а другой, устранимой причиной. Обтурацию опухолью можно разрешить, наложив обходной анастомоз. Однако, к сожалению, опухоль поражает многие участки кишечника, потому прогноз обычно очень плохой. Уход за больными с рецидивами рака в последней стадии заболевания — отдельная проблема.