Всех шахматистов можно условно разделить на «интуитивных» и «счетчиков». «Интуитивные» лучше чувствуют позицию, им нет необходимости просчитывать все варианты. Подсознание им активно помогает, направляя на путь истинный. Они могут кое-что просчитать, но для них это не является самоцелью. Великими «интуитивными» шахматистами были Капабланка, Ласкер, Ботвинник, Петросян, Смыслов, Карпов, Фишер…
«Счетчики», наоборот, стараются просчитать побольше вариантов. Подсознание им кое-что подсказывает, но они ему не верят и, подменяя компьютер своей головой, пыхтят над длинными вариантами… Яркими представителями «счетных» шахмат являлись Таль, Штейн, Геллер, Эйве, Решевский…
Для занятий шахматами, как одним, так и другим нужно комфортное помещение. Приятно сыграть вечером в теплом и уютном доме.
Если «интуитивы» по духу романтики, то «счетчики» — это яростные, неисправимые материалисты.
Стоит ли симпатизировать «интуитивам»? Без сомнения. Как специалист по психике человека, я крайне возмущен, когда мозг используется так нецелесообразно. По большому счету, «счетчики» потерпели фиаско. Михаил Таль в молодости просчитывал неимоверное количество вариантов и даже умудрился один год побыть чемпионом мира, но как только его счетные возможности снизились, он уже наблюдал за шахматным Олимпом издалека. Эйве, тоже типичный «счетчик», пробыл шахматным королем чуть больше года. Ефим Геллер, со своим потрясающим талантом, был близок к чемпионству, но также с возрастом растерял свою силу. Вспомните, как он, да и Решевский, страдали от цейтнотов… Многие «счетчики» мучаются из-за постоянной нехватки времени.
Алехин в молодости, несомненно, был «счетчиком», но в середине 20-х годов он уже — «интуитив». Как это произошло, он, к сожалению, нам поведать не успел. Ясно одно: если бы Геллеру в свое время удалось по-алехински сменить шахматную ориентацию, его бы никто не победил. А Чигорин? Ведь он измотал себя непомерными «счетными» перегрузками. Если бы он играл, больше полагаясь на свое подсознание, вряд ли бы Стейниц перед ним устоял…