Блеомицин есть одним из наиболее известных и часто применяемых противораковых препаратов.
Он продолжает применяться, несмотря на распространение новых антибластических препаратов, которые рекламируются всеми возможными способами, это могут быть как работа с врачами, так и реклама в электричках и многие другие методы рекламы.
Механизм противоракового действия
Наиболее характерной чертой действия блеомицина считается образование разрывов одиночных нитей в сахарофосфатном остове ДНК и фрагментация ДНК при комплекса антибиотика с ДНК-матрицей, освобождение всех четырех оснований ДНК. В первую очередь освобождаются пиримидины, расположенные рядом с остатками гуанина и аденина. Это свойство препарата является основой его биологической и противоопухолевой активности. В результате прямого воздействия блеомицина на ДНК-матрицу происходит подавлен ДНК-зависимых полимеразных реакций, причем чувствительность полимераз к препарату разная. Антибиотик примерно одинаково подавляет активность ДНК-зависимых РНК-полимеразы и ДНК-полимеразы. Значительно слабее ингибирует РНК-зависимую ДНК-полимеразу. Установлено, что блеомицин обладает свойством подавлять активность и других ферментов, действующих на ДНК, — это ДНК-азы и ДНК-лигазы, осуществляющие репарацию одиночных разрывов. Со способностью разрывов репетироваться связывают в определенной мере чувствительность опухолевых клеток к антибиотику. Описано также, что под влиянием блеомицина у онкологических больных снижается резко повышенный уровень тимидинкиназы. Таким образом, происходящая деградация ДНК приводит к различным биологическим реакциям. Высказывают мнение, что блеомицин воздействует непосредственно на внутриклеточную ДНК, причем блеомицин локализуется преимущественно в хромосомах и во фракции мембран, а в цитоплазме опухолевых клеток его нет. Наиболее чувствительны к антибиотику клетки в конце предсинтетической фазы и начале синтетической фазы митотического цикла. Он значительно сильнее действует на пролиферирующие клетки. Основную роль в связывании препарата с ДНК выполняет фрагмент, содержащий 2,4-битиазольную структуру и 6-аминопропил-диметилсульфонил, что и приводит к интеркаляции битиазольной системы между основаниями ДНК, и ионное взаимодействие аминного остатка с ДНК. Стабилизация комплекса происходит за счет электростатического взаимодействия этой положительно заряженной группировки с отрицательно заряжёнными фосфатами остова ДНК. Косвенным подтверждением такого механизма является возможность антибиотика вызывать мутации, что характерно для интеркаляторов.
Хотя механизм образования разрывов ДНК под действием блеомицина не вполне ясен, известно, что связывание блеомицина с ДНК происходит за счет механизмов, не требующих присутствия металлов, в то время как для расщепления ДНК необходимы ионы такого металла, как железо. Высказывается точка фения, что деградацию ДНК. определяет тройной комплекс блеомицин — ДНК — железо (II). Деградация ДНК происходит обычно до свободных нуклеотидов, нуклеозидов и оснований. А так как связывание с ДНК и с ионами металлов — это процессы, не зависящие друг от друга, некоторые исследователи предполагают бифункциональный характер структуры блеомицина. В ингибировании блеомицином синтеза нуклеиновых кислот и проявлении цитотоксического действия антибиотика важное значение придают структуре хроматина. Поскольку для опухолевых клеток характерна высокая активность хроматина, создаются благоприятные условия взаимодействия антибиотика со свободной ДНК. В этом, возможно, есть одна из причин избирательного действия его на опухоль.
Существует представление о роли свободных радикалов в индукции блеомицином повреждений ДНК. Окисление в непосредственной близости к ДНК железа (II) приводит к генерированию гидроксильных радикалов, а это способствует образованию разрывов. В фрагментации ДНК важная роль принадлежит кислороду и меркаптоэтанолу, при взаимодействии с которым блеомицин становится более термолабильным и более реакционным.
Хотя сведений по механизму действия блеомицина накоплено немало, однако пока неясно, что является причиной, а что следствием.