Довольно часто неврит тройничного нерва возникает вследствие его травмы. Причины травматических повреждений периферических ветвей тройничного нерва разнообразны. Причинами их развития являются: переломы челюстей, ятрогенные повреждения нижнеальвеолярного нерва, связаные с удалением ретенированных зубов, реконструктивными остеотомиями, хирургическими вмешательствами на тканях периодонта, имплантацией зубов, первичной хирургической обработкой костных ран, резекцией нижней челюсти, резекцией языка при удалении опухолей, а также с эндодонтическим лечением.
Из анналов специальных источников информации известно, что рефлексотерапия достаточно широко используется в экспериментальных исследованиях. Однако до настоящего времени в них отсутствуют результаты, позволяющие на основании доказательной медицины обосновать целесообразность применения рефлексотерапии при лечении неврита тройничного нерва симптомы которого при этом проходят быстрее, чем при обычном лечении.
Несмотря на достаточно подробное изучение морфологических изменений периферических нервов при травматическом повреждении, в доступной специальной литературе не найдено сведений об их направленности при травме нижнеальвеолярного нерва с сохранением его непрерывности. Отсутствуют данные сравнительной оценки результатов указанных изменений в травмированном нервном стволе при стандартном комплексном лечении с использованием рефлексотерапии.
Известно, что лица со стойкой невралгией тройничного нерва, у которых выявлено повреждение первого нейрона в костном канале челюсти, подлежат лечению у стоматологов-хирургов. Пациенты с поражением, локализованным выше уровня первого нейрона, а также индивидуумы, страдающие невралгией n. trigeminus центрального генеза, должны получать специализированную помощь у невропатологов и нейрохирургов. При этом стандартный комплекс терапии невритов тройничного нерва, как правило, состоит из дегидратирующих средств, сосудисто-суживающих препаратов и аналгетиков. Для стимуляции восстановительных процессов в поврежденном нервном стволе применяют витамины группы В, антихолинэстеразные препараты, антиоксиданты. Однако эффективность указанной схемы лечения составляет не более 53-57%. Базовая медикаментозная терапия при рассматриваемой патологии должна состоять из нестероидных противовоспалительных, антигистаминных и антидепресантных средств, а также ангионевротических и иммунокоррегирующих препаратов. Эта схема лечения даёт положительный результат у 88,6% пациентов. Однако высокая частота встречаемости сопутствующей патологии, и не имеющая тенденции к снижению аллергизация населения значительно ограничивают возможность использования стандартных комплексов лечения. В то же время бурное развитие научно-технического прогресса послужило активному внедрению в практику реабилитации физиотерапевтических методов лечения. В источниках специальной литературы имеется большое число публикаций, содержащих описание лечения периферических травматических невритов различной локализации с использованием электрического поля УВЧ, диадинамических, флюктуирующих, интерференционных и синусоидальных модулированных токов, электрофореза сосудорасширяющих веществ, а также токов Д‘арсонваля. Однако физиотерапевтические методы имеют ряд объективных противопоказаний (недостаточность сердечнососудистой системы, нарушение функции печени и почек, заболевания соединительной ткани), что значительно сокращает частоту использования физиотерапии в реабилитации челюстно-лицевых больных. Все обозначенное выше, а также несвоевременное обращение пациентов за специализированной помощью, приводит к формированию стойкого болевого синдрома в челюстно-лицевой области, что существенно снижает качество их жизни и нередко является причиной применения хирургических методов лечения в после дующем.
В виду развития нейрохирургии и микрохирургической техники последние десятилетия отмечены большим вниманием, уделяемым проблеме восстановления целостности нерва до развития уоллеровской дегенерации в дистальном отрезке нижнечелюстного нерва. По мнению отдельных авторов, микрохирургическое соединение нерва должно быть рекомендовано при отсутствии признаков восстановления его функции до первоначального уровня в период от 4 до 6 месяцев после повреждения при условии, что были полностью исчерпаны возможности консервативного лечения. Однако восстановление целостности нижнеальвеолярного нерва такими способами, как прямое сшивание нервного ствола, реконструкция при помощи аутогенного трансплантата вены, трубчатого импланта Gore-Tex, аутогенного нерва, только у 50% пациентов дает значимое улучшение. При этом данные, указывающие на то, что сокращение периода времени с момента повреждения нерва до операции позволяет улучшить общие результаты лечения, не подтверждены статистически.
На текущий момент общеизвестно, что рефлексотерапия находит широкое применение при лечении заболеваний периферической нервной системы. При её использовании в остром периоде заболевания воздействие направлено на реализацию следующих задач: купирование боли, устранение компрессии нерва за счет уменьшения отека периневрия, улучшение микроциркуляции, устранение гипоксии. В специальных источниках информации представлены результаты изучения эффективности различных способов рефлексотерапевтического воздействия у пациентов с невралгией тройничного нерва. Обращает на себя внимание то, что наиболее эффективным способом воздействия в этом случае является электроакупунктура. В то же время только единичные работы включают информацию об изучении влияния рефлексотерапии на восстановление чувствительности тканей в зоне иннервации заинтересованного ствола. При этом подчеркивается прямая зависимость эффективности лечения от периода времени, прошедшего с момента травмы нерва и возраста пациента.
В источниках специальной информации широко представлен анализ показателей реоэнцефалографии у больных с невралгией тройничного нерва. Имеются отдельные сообщения о позитивных изменениях указанных параметров у больных, страдающих невралгией тройничного нерва в процессе лечения с использованием рефлексотерапии. Эти исследования выявили, что под влиянием рефлексотерапии у пациентов данной категории наступает нормализация гемодинамики в сосудистых бассейнах, принимающих непосредственное участие в кровоснабжении тригеминальной системы. При этом дис- циркуляторные нарушения расцениваются как одна из причин формирования нейрогенной патологии в системе n. trigeminus. В доступных источниках информации не встречено работ, посвящённых изучению изменений показателей гемодинамики в бассейнах позвоночных и наружных сонных артерий при травматических повреждениях периферических ветвей тройничного нерва и влиянию рефлексотерапии на их изменение. На основании приведённых выше данных и сообщений о высокой эффективности применения данного лечебного воздействия при заболеваниях периферической нервной системы можно предположить возможность коррекции изменений мозговой гемодинамики при травматических невритах тройничного нерва и при помощи рефлексотерапии.
Известно, что локализация линии перелома в области нижнечелюстного канала достаточно часто приводит к повреждению сосудисто-нервного пучка, что сопровождается полной или частичной потерей чувствительности кожи и слизистой оболочки в зоне иннервации. Наиболее эффективным методом оценки функционального состояния тройничного нерва при переломах нижней челюсти является исследование реакции на раздражение электрическим током всех зубов нижней челюсти — электроодонтометрия (ЭОД). На основании изучения ЭОД, болевой чувствительности зубов, а также кожи лица, слизистой оболочки полости рта, повреждение нижнеальвеолярного нерва диагностируется у 82,25% обследованных больных с переломами нижней челюсти. Однако в доступной специальной литературе не было выявлено публикаций, содержащих результаты изучения динамики электровозбудимости зубов при использовании рефлексотерапии в комплексном лечении периферических травматических невритов тройничного нерва. Для объективизации чувствительных нарушений в зоне повреждения нерва и регистрации динамики процесса восстановления проводимости n. trigeminus рядом авторов были предложены следующие методики: оценка электрических потенциалов кожи, определение порога возбудимости нерва при помощи аппаратов ЭОД, изучения тактильной и болевой чувствительности в точках выхода ветвей тройничного нерва аппаратом для электромиографии. При этом не было выявлено сообщений о результатах изучения динамики данных показателей при применении рефлексотерапии в комплексном лечении периферических травматических невритов тройничного нерва.
Известно, что катехоламины, образующиеся в окончаниях адренергических нейронов и мозговом слое надпочечников, могут непосредственно влиять через поверхностные адренорецепторы на лимфоциты. Однако в литературе отмечены только единичные работы, посвященные этому вопросу. Причем в них не описано изменение иммунного статуса при заболеваниях системы тройничного нерва.
В проведенных ранее исследованиях установлено, что для пациентов с невритом тройничного нерва характерно изменение иммунного статуса, проявляющегося активацией местного иммунитета слизистой оболочки полости рта с повышением уровня содержания секреторного IgA и селективным иммунодефицитом в периферической крови. В то же время в специальной литературе нами не было выявлено данных о динамике иммунологического статуса, в частности, уровня содержания IgA и IgE непосредственно после воздействия травмирующего фактора в сроки до 6 месяцев и возможность его коррекции при помощи рефлексотерапии.
Всё изложенное выше позволяет заключить, что рефлексотерапия эффективна в составе комплексного лечения травматического неврита тройничного нерва.