Несмотря массовую и обязательную вакцинации против кори, по всему миру ежегодно заражается более 10 миллионов детей, а около 120 000 умирают. В последние годы из-за всё большего отказа от вакцинации и увеличения прослойки непривитых и не имеющих иммунитета людей распространение вируса увеличилось. Так в США корь остается серьезной проблемой общественного здравоохранения. Но почему вирус кори заразен более других респираторных вирусов?
Ученые Клиники Майо выяснили, почему вирус кори высоко вирулентен и распространяется очень быстро. Выводы опубликованы в журнале Nature. Ученые обнаружили, что вирус кори попадает в трахею — стратегическую область, откуда и выделяется в окружающую среду — распознавая наличие на поверхности клетки белка nectin-4.
«Вирус кори разработал элегантную и дьявольскую стратегию» — говорит молекулярный биолог клиники Майо и ведущий автор исследования Роберто Катанео (Roberto Cattaneo). «Вначале, чтобы закрепиться в организме хозяина, он захватывает иммунные клетки, патрулирующие легкие. Затем он путешествует по всему телу, проникая в другие клетки иммунной системы».
Тем не менее, инфицированные иммунные клетки доставляют свой патологический груз специально к клеткам, экспрессирующим в качестве рецептора белок nectin-4. Примечательно, что эти клетки находятся в трахее. Таким образом, вирус выходит из клетки-хозяина именно там, где он легче всего может выделиться и распространиться вместе со слизью, вылетающей при кашле.
Nectin-4 является биомаркером нескольких видов злокачественных новообразований, таких как рак яичников, молочных желез и легких. Сейчас в клинике Майо ведутся клинические испытания, которые используют вирус кори и некоторые другие вирусы для прицельного уничтожения клеток опухоли яичников, а также глиом и миеломы.
Так как вирус кори активно нацелен на nectin-4, основанное на использовании вируса лечение может быть успешным у пациентов, раковые клетки которых экспрессируют nectin-4. Многие исследователи полагают, что лечение модифицированными вирусами будет менее токсичным и станет достойной альтернативой химиотерапии и лучевой терапии.