По моему мнению, радикальная операция эффективна только при малых опухолях у соматически здоровых пациентов с последующей химиотерапией. 5-10-20 летняя выживаемость практически нулевая. Да, были такие сообщения, но без должной гистологической верификации. Кроме того, мы иногда забываем, что основным критерием операбельности является не только врастание опухоли в мезентериальные сосуды степень которой (несмотря на предоперационные КТ и т.д.) выявляется только интраоперационно, но и также контакт с нижней полой веной.
Однако, паллиативные шунтирующие операции типа "байпас" с последующей химотерапией (современными протоколами лечения) дают практически сравнимые с радикальной операцией сроки выжиавемости с неплохим качеством жизни. При этом мы полностью отказались от лучевой терапии.
Привожу случай из личной практики, который был прослежен практически до кончины пациента. Пациент 63 лет, грузин по национальности, обратился в сентябре 2012 г. в отделение абдоминальной хирургии и онкологии ЦКБ им. Н.А.Семашко с выраженной желтухой с классическим Курвуазье. При обследовании (стандартные + КТ и каваграфия) выявлена опухоль головки ПЖ размерами 8х10х12см, прорастающая в стенку НПВ (без нарушения гемодинамики в ней), при ФГС и рентгенологическом исследовании желудка, на фоне выраженной деформации антрума и 12п.к. до ее нижне-горизонтальной части, нарушения пассажа не выявлено. Отд. метастазов не выявлено. Через месяц, после разрешения желтухи (МХС под контролем УЗИ) пациент оперирован. На операции выявлена опухоль головки ПЖ разм. 10Х8Х8см, прорастающая в мезентериальные сосуды, в НПВ и 12п.к. После трансдуоденальной биопсии (опухоль верифицирована как аденокарцинома) произведена холецистэктомия и высокая (практически у бифуркации) гепатико и гастроэнтеростомия на одной отключенной по Ру петле тонкой кишки. П.О. период гладкий. На 9-ые сутки пациент был выписан. Далее продолжил курсовую химиотерапию Гемзаром (6 курсов). С января 2014 г. я наблюдал пациента у себя на родине в Тбилиси, особых жалоб он не предъявлял, болеутоляющие не принимал, работал и даже с удовольствием отмечал праздники (наверное понятно чем). При контрольном СКТ с 64 картрированием в 3D отмечалось уменьшение объема опухоли на 50%, единичный метастаз до 2см в 8-мом сегменте печени. Но пациент внезапно скончался в июле 2014 г. причина смерти предположительно от ОНМК (жара под 45с). От аутопсии родственники пациента к сожалению отказались.
Таким обрзом на фоне паллиативной операции и грамотной ХТ пациент прожил 35мес с весьма удовлетворительным качеством жизни.