В январе 2014 года Минздрав России представил новую редакцию закона «О донорстве органов, частей органов и их трансплантации (пересадке)». Необходимость разработки нового закона обусловлена целым рядом обстоятельств и новых подходов к проблеме трансплантации. Действующий закон № 4181 от 1992 года, регулирует организацию процесса трансплантации, но вопросы донорства практически не затрагивал, что создает немалые проблемы для развития трансплантологии.
Есть надежда, что новый закон позволит выработать и, в какой-то мере, решить проблему криминализации трансплантации клеток, тканей и органов. Проблема криминализации в трансплантации нашла отражение в документе под названием «Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов».
По мнению Сергея Готье, директора Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, в России реальная потребность в операциях по трансплантации составляет 8000 – 10000 трансплантаций в год. Максимальное количество операций по трансплантации ( 1300 пересадок органов)было сделано в 2010 году. Одной из главных причин подобного разрыва между потребностью и фактически сделанными операциями по пересадке органов, С. Готье видит в отсутствии системы координации действий между трансплантологами и врачами других специальностей. Зав. отделением координации органного донорства ФНЦ трансплантологии Игорь Погребниченко, полагает, что важно доверие: «Вопрос донорства сводится не к органам, а к доверию к здравоохранению в целом – с донорством хорошо там, где население доверяет здравоохранению».
Ему вторит М. Каабак зав. отделением Российского научного центра хирургии им. академика Б.В. Петровского, справедливо указывая на то, что недоверие к трансплантологам зиждется на уверенности общества в несправедливом распределении органов. Уверенность общества основывается по мнению М. Каакбака на том, что «открытой информации о том, как долго и хорошо после трансплантации живут люди нет и у существенной части общества есть представление, что все это – большой обман».
Главный трансплантолог Петербурга Федор Жеребцов отметил сложный механизм регистрации волеизъявления гражданина, решившего быть донором органов. Чтобы решить эту проблему, по мнению Ф. Жеребцова: «Нужна более простая система, по которой человека можно было бы идентифицировать (чтобы никто посторонний не мог выразить за него согласие или несогласие) и выяснить, что он психически здоров и дееспособен (действует, будучи в здравом уме). Нужна и узаконенная система защиты от несанкционированного доступа в регистр». Однако по мнению Ф. Жеребцова «действующий закон от 1992 года — хороший закон. Оснований для истерики по поводу необходимости его срочной коррекции нет».
Тема донорства органов и тканей не сводится только к медицинскому вмешательству оказанию помощи больному. В трансплантологии, как ни в какой другой отрасли медицины, ощущается связь с этикой, решением сложных морально-нравственных проблем. Эти вопросы невозможно решить раз и навсегда. Даже в тех, странах, где в отличие от России количество трансплантаций больше и созданы системы координации, о которых говорит С. Готье, существуют проблемы. Однако, как свидетельствует опыт Китая, решение этических проблем возможно, хотя и связано с преодолением стереотипов мышления и предубеждением общества.
Китай прекращает использовать органы заключенных для трансплантации. Об этом можно прочесть тут:
http://www.ivrach.com/library/2919897/
Уважаемые коллеги!
Есть возможность взять интервью у Михаила Михайловича Каабак, зав. отделением пересадки почки в Российском научном центре хирургии им. академика Б.В.Петровского/
Какие вопросы ему задать? Напишите пожалуйста!
Интервью организовано сайтом ivrach.com