18664606_1901082103463816_5376565960972588498_n.jpg
На фотографии: сложно спорить с учителем, особенно, если это Пол Шугабейкер.
Имя Пола Шугабейкера стоит отдельно в истории современной онкологии. В 80е года прошлого века он занялся самыми безнадёжными в онкологии больными - пациентами с перитонеальным карциноматозом. Опухоли желудка, толстой кишки, поджелудочной железы и некоторые другие нередко растут по поверхности брюшной полости, вызывая сдавление внутренних органов, что быстро приводит к гибели больных. В среднем, такие пациенты погибают в течение нескольких месяцев, редко переживая год после диагноза. Внутривенная химиотерапия неэффективна, а удаление опухолевых масс хирургами считается невозможным. Мало кто отважится посвятить свою профессиональную карьеру такой безнадёжной группе больных.
Успех Пола начался с нестандартного взгляда на проблему. Вместо того, чтобы рассматривать перитонеальный карциноматоз как знак роста опухоли по всему организму, он предположил, что брюшная полость для некоторых опухолей является областью местного роста. Просто, это очень большая область. Поэтому, продолжил он, местно растущую опухоль можно лечить хирургически и местной химиотерапией. Большая проблема состояла в том, что оперировать таких больных сложно: нужно уметь это делать во всех отделах живота, это занимает много времени (до 12-14 часов), а пациенту трудно выздоравливать от подобных операции. Ещё важно, чтобы после выздоравления, пациенты возвращались к нормальной продуктивной жизни.
Многие из этих задач удалось решить за последние 20 лет. По всему миру работают ученики Пола, бескомпромисного в работе и в наставничестве. Мы, проводившие годы жизни в операционной Пола и лаборатории, бывало ночевали в свободных комнатах его вашингтонского дома. Со многими из учеников Шугабейкера мне удалось поработать за время моей учебы в госпитале, где работает Пол. Так сформировался пул врачей-единомышленников, которые проводят смелые клинические исследования, выявляя тип опухолей, которые поддаются циторедуктивному лечению и внутрибрюшной химиотерапии ( вид химиотерапии, которой промывают полость живота после удаления видимой опухоли). Наиболее значимые достижения представляются на крупных международных онкологических форумах.
Однако самые интересные идеи для новых исследований рождаются на регионарных конференциях, где собираются и сторонники и критики метода. На таких конференциях коллеги хорошо знают друг друга, и разговор получается откровенный и продуктивный.
Географическая близость представленных на таких конференциях клиник позволяет кооперироваться, анализируя совместные данные.
Что изменилось для пациентов с грозным диагнозом перитонеальный карциноматоз за последние десятилетия? Те больные, которым была проведена циторедуктивная операция и внутрибрюшинная химиотерапия руками экспертов, стали выживать (в среднем) 7 лет и дольше при опухолях аппендикса, 5 с половиной лет с мезотелиомой брюшины, 5 лет при раке толстой кишки с распространением по брюшине. По всем меркам, это невиданный прогресс в онкологии - такие больные в среднем жили 4-6 месяцев получая "стандартное лечение". Планируя исследования по раку яичника мы рассчитываем на срединную выживаемость 55-60 месяцев - вдвое выше, чем в широко цитируемых на сегодняшний день публикациях.
Предстоит большая работа по обучению коллег этому непростому методу лечения. Сам метод лечения тоже нуждается в совершенстве: ведётся работа по снижению травматичности операции и общей токсичности лечения. Одной из основных новостей конфереции стало всключение этого лечения в стандарт NCCN последнй редакции - циторедуктивная операция доказала свою эффективность в глазах консервативного онкологического сообщества США.