Наконец-то, на втором десятилетии XXI века в России дан старт развитию полноценной паллиативной помощи, при сохранении немногочисленных хосписов, где самое сложное оборудование – штатив для капельницы и нет разрешения на применение наркотических анальгетиков. Мы привыкли рассматривать паллиативку как принадлежность онкологической службы, что в реальной жизни совсем не так, она нужна всем.
Минздрав утвердил порядок оказания паллиативной помощи, причём нигде не указано, что помощь будет оказываться только онкологическим больным, всем неизлечимо больным, кроме ВИЧ-инфицированных, которые уже живут по аналогичному приказу №610 от 2007 года. Как во всех нормальных специальностях будут все виды помощи, начиная с амбулаторной, патронажной, стационарной, в том числе и в негосударственных структурах.
«Предполагается организация региональной сети служб паллиативной помощи. В каждой территориальной системе здравоохранения должно быть, по меньшей мере, одно структурное подразделение службы», — комментирует директор Департамента организации медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела. Анатолий Гулин.
И те, кто будет оказывать помощь, поименованы как специалисты по оказанию паллиативной помощи, «прошедшие обучение», с которым пока не всё ясно, вернее, ничего не ясно. Обещают быстро разработать программы дополнительного профессионального образования для врачей и среднего медицинского персонала в рамках циклов тематического усовершенствования специалистов для оказания паллиативной помощи и, может быть, даже ввести специальность в номенклатуру. Врачи паллиативной помощи должны взаимодействовать со специалистами по профилю основного заболевания и руководствоваться рекомендациями узких специалистов, прошедших обучение по оказанию паллиативной помощи.
Что отрадно, в кабинетах ПП предусматривается выписка рецептов на наркотические и психотропные средства, и это должно помочь руководителю ЛПУ принять решение об организации на своей территории кабинета или отделение ПП. Удобно больным, удобно контролёрам – один кабинет в ответе за бланки, определяет потребность в лекарственных средствах, взаимодействует с аптекой и прочее, что сейчас крайне сложно даётся всем участникам процесса предоставления больному адекватного обезболивания.
В кабинете ПП одна ставка врача предусмотрена на 100 тысяч городского или 20 тысяч сельского населения, и полагается 20 посещений страждущих в смену. В амбулаторном стационаре ПП врачебная ставка рассчитывается на 10 коек. В отделении ПП также, но на каждые 20 коек должен быть и психотерапевт, и медицинский психолог. И всем, абсолютно всем, разрешена выписка рецептов на наркотические и психотропные, вне зависимости от «локализации», что вероятно, обескуражит стационарных докторов, не имеющей такой привычки.
В центре паллиативной помощи предусмотрены поликлиническое и стационарное отделения, выездная патронажная служба, клиническая лаборатория и отделение лучевой диагностики, и характерное патологоанатомическое отделение, что при наличии жизнеутверждающего БИТ не сулит безнадёжного. Да-да, в центре будет реанимация и всё потребное для неё оборудование. Паллиативная помощь – понятие очень широкое, а не только благопристойные проводы на тот свет.
http://mirvracha.ru