К счастью, доказательств возможности передачи вируса гриппа H5N1 от человека к человеку в настоящее время нет, хотя имеется подозрение, что при определенных условиях она все же может происходить.
Подозрение вызвал случай заболевания и последующей смерти 26-летней женщины, которая ухаживала за больной 11-летней дочерью, находившейся в больнице в связи с предположительным диагнозом «птичий грипп». Смерть девочки наступила 8 сентября 2004 г., а 20 сентября скончалась ее мать. Диагноз «птичий грипп» у матери был подтвержден вирусологически, при этом известно, что она не контактировала с дикой или домашней птицей.
Официальные представители органов здравоохранения считают, что передача вируса гриппа птиц от человека к человеку пока остается неэффективной. «До настоящего времени мы не наблюдаем устойчивого распространения вируса гриппа H5N1 от человека к человеку, но вероятность такого развития событий сохраняется, — заявила Мария Чен, официальный представитель ВОЗ. Вирусологические исследования выделенного у больных птиц и людей вируса показали, что он давно известен и часто выделяется у птиц. В частности, в ходе предыдущей вспышки птичьего гриппа H5N1 в Гонконге в 1997 г., во время которой заболели 18 человек (из них шестеро умерли), было установлено, что высокая патогенность выделенного тогда вируса была обусловлена, в частности, мутацией в гене внутреннего белка вируса гриппа N51, который очень мощно подавлял неспецифический иммунный ответ организма на инфекцию. Исследования механизмов высокой вирулентности и патогенности возникших новых вариантов вируса гриппа птиц H5N1 продолжаются.
Сообщения из Китая о том, что вирус гриппа H5N1 широко распространен среди домашних уток и среди диких птиц, заставляют также предполагать, что данный вирус прочно занимает свою экологическую нишу, и добиться его полного исчезновения с лица планеты, даже используя противовирусные препараты при приппе, будет невозможно. Потенциально весьма важным может оказаться факт, обнаруженный в ходе исследований в Харбинском НИИ ветеринарии (Китай): вирус H5N1 был выделен от свиней с ферм из различных районов Китая. Как известно, свиньи могут инфицироваться и обычным человеческим вирусом гриппа, таким, например, как H3N1. Подобная совместная циркуляция вирусов гриппа птичьей и человеческой разновидностей у свиней может привести к обмену генетической информацией между двумя разновидностями вируса и появлению «химерного» вируса, имеющего высокую патогенность, а также (в самом неблагоприятном случае) высокую способность к передаче от человека к человеку. При таком развитии событий избежать развития глобальной пандемии гриппа, т. е. заболевания подавляющего большинства населения планеты, будет крайне трудно.
Возвращаясь к проблеме создания вакцины против пандемического вируса гриппа, эксперты ВОЗ сочли необходимым подчеркнуть, что вакцины — единственная и очень важная мера предотвращения связанной с гриппом заболеваемости и летальности, как во время сезонных подъемов заболеваемости, так и во время пандемий, а также то, что создание вакцины против пандемического вируса — исключительный процесс, который потребует срочного выполнения всех необходимых процедур, включая ее разработку, лицензирование, производство и доставку. В начале пандемии ни одна страна не будет располагать достаточными запасами вакцины, и как минимум 4—6 месяцев, начиная с момента изоляции пандемического вируса гриппа, потребуется для того, чтобы произвести первые дозы вакцины. В дальнейшем поставки вакцины будут постепенно возрастать. В связи с этим каждая страна должна заранее сформировать список приоритетных групп для вакцинации во время первичного недостатка вакцины. Существующий в настоящий момент мировой объем производства вакцины будет, очевидно, недостаточным в условиях пандемии гриппа, а резкое наращивание объемов производства вакцины представляется проблематичным. Важными факторами, препятствующими быстрому развертыванию широкомасштабного производства вакцины против пандемического вируса, являются права интеллектуальной собственности, требования биологической безопасности для производственных объектов, а также проблемы координации и финансирования клинических исследований. Совместные усилия всех стран, по-видимому, будут наиболее эффективным подходом к решению этих проблем. Одними из временных вариантов решения задачи увеличения поставок вакцины во время пандемии могут быть: разработка вакцины со сниженным содержанием антигенов, использование адъювантов для улучшения ее иммуно- генности, а также организация отдельных этапов производства вакцины с использованием дополнительно привлеченных мощностей.
Другим возможным вариантом могла бы стать превентивная подготовка вакцины против подтипа вируса гриппа с вероятным пандемическим потенциалом. Такая работа в настоящее время ведется в отношении вируса гриппа H1N1, характеризующегося наибольшим пандемическим потенциалом. В начале апреля ВОЗ предоставила фармацевтическим компаниям штамм-прототип вируса H1N1 для производства вакцины. Однако для реализации такой задачи производителям необходимо предложить какие-либо финансовые или иные стимулы, которые явились бы основанием для инвестиций в продукт, который, возможно, никогда не будет востребован. В настоящее время только 2 из 12 основных компаний-производителей вакцин усиленно работают и продвинулись в направлении создания такой противопандемической вакцины. Эти две компании, Авентис Пастер и Кайрон, уже произвели небольшие партии данной вакцины для ее использования в клинических испытаниях.
ВОЗ считает, что одним из приоритетных и перспективных направлений исследований по разработке противопандемических гриппозных вакцин будущего является создание вакцин, защищающих от нескольких подтипов вируса и вызывающих длительный иммунитет. Их разработка явилась бы особенно эффективным долгосрочным решением проблемы пандемии, поскольку позволила бы создать резервные запасы таких вакцин. Если вакцина будет вызывать формирование долгосрочного иммунитета, то станет возможным такая важная мера защиты от будущей пандемии, как предварительная иммунизация.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.