Избыток жировых отложений приводит к изменениям некоторых биохимических путей, в частности, накопление жира абдоминально, висцерально и в печени ассоциируется с повышенным риском развития метаболических заболеваний. Распределение жира может быть оценено с помощью рентгеновской абсорбциометрии (DXA), а также компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ), но эти дорогостоящие методы визуализации с ограничениями используются в крупномасштабных исследованиях.

Такие антропометрические показатели, как индекс массы тела (ИМТ) и окружность талии или бёдер, могут применяться для оценки общего и абдоминального ожирения, однако, они зависимы от гендерной принадлежности, национальности, периода жизни и многих других, еще неизвестных факторов, что ограничивает их диагностическую ценность, особенно при проведении исследований в гетерогенной популяции. Кроме того, эти антропометрические измерения слабо коррелируют с типом ожирения, обусловленным разными метаболическими изменениями. Для оценки количества и распределения жира в организме в целях обеспечения альтернативы антропометрии предположили определять биомаркеры в периферической крови.

В настоящей статье представлены результаты анализа корреляции антропометрических показателей и различных биомаркеров, таких как маркеры воспаления и функций печени, резистентность к инсулину, половые стероидные гормоны, липидный профиль, желудочные нейропептиды, для прогнозирования общего содержания жира в организме и типа его распределения у здоровых американских постменопаузальных женщин.

Материалы и методы. Для исследования была выполнена случайная выборка 218 участников многонационального когортного исследование американок 60-65 лет с ИМТ в диапазоне от 18.5 до 40 кг/м2. Критериями исключения являлись курение, использование некоторых лекарственных препаратов (противоопухолевые, сахароснижающие препараты и инсулин или средства для похудания), существенное изменение веса ? 20 фунтов в течение последних шести месяцев и наличие мягких или металлических имплантатов.

После исключения в выборке осталось 74 женщины, из которых были отобраны 60 равномерно распределенных по категориям ИМТ. Сорок восемь из 60 женщин также согласились принять участие в МРТ-исследовании.

Результаты и выводы. Общее содержание жира в организме хорошо предсказывалось параметрами антропометрии (R 2 = 0,85) и значениями 5 биомаркеров: лептин, лептин-адипонектиновое отношение, свободный эстрадиол, ингибитор активатора плазминогена-1, аланин трансаминазы (R 2 = 0,69), либо сочетанием этих 5 биомаркеров с антропометрией (R 2= 0,91).

Абдоминальное ожирение лучше определяется сочетанием обоих методов (R2 = 0,58), чем только антропометрией (R2 = 0,53) или только 5 биомаркерами: 25 (OH)-витамин D3, вязывающий инсулиноподобный фактор роста-1 белок, мочевая кислота, растворимый рецептор лептина и коэнзим Q10 (R2 = 0,35).

Отложение висцерального жира лучше предсказывалось сочетанным использованием антрометрии и биомаркеров (R2 = 0,68), чем только антропометрии (R2 = 0,65) или только биомаркерами: лептин, С-реактивный белок, лептин-адипонектиновое отношение, ликопин, витамин D3 (R2 = 0,58).

Процент жира в печени лучше предсказывается биомаркерами: инсулин, связывающий половые гормоны глобулин, лептин-адипонектиновое отношение, альфа-токоферол и ингибитор активатора плазминогена-1 (R 2 = 0,42) или сочетанием методов (R2 = 0,44), чем только антропометрией (R2 = 0,29).

Таким образом, предсказательная способность антропометрии для оценки распределение жира в организме может быть значительно повышена определением небольшого числа биомаркеров.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *